#ПроКино. Добрый сказочник Александр Птушко

К 116-летию со дня рождения Александра Птушко.

В новом выпуске журнала – выдающийся кинорежиссёр и мультипликатор, автор фильмов «Новый Гулливер», «Илья Муромец», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о потерянном времени», «Руслан и Людмила».

Александр ПТУШКО родился 19 апреля 1900 года в Луганске.

До прихода в кино Александр Птушко успел освоить много специальностей — он работал корреспондентом в газете, актёром, художником-декоратором, мастерил куклы, с 1923 по 1926 учился в Московском институте народного хозяйства.

Энтузиастом объёмной анимации в России того времени был Юрий Александрович МУРКУЛОВ, передавший свою мастерскую Птушко, работавшему у него конструктором кукол. В свою очередь, Птушко, продолжая традиции Меркулова, собирал в мастерской специалистов, занимавшихся в то время в СССР объёмной мультипликацией.

✓    В 27 лет Птушко дебютировал в кино в качестве режиссёра-аниматора, поставив серию мультфильмов с участием персонажа Братишкина, который вначале был куклой, а потом был заменён плоской фигуркой. В 1932 году режиссер снял первый звуковой объёмно-мультипликационный фильм «Властелин быта», но наиболее значительной работой того времени, в 1935 году, стал его первый полнометражный фильм с объёмной анимацией «НОВЫЙ ГУЛЛИВЕР» по мотивам романа Джонатана СВИФТА, в котором наряду с 1500 кукол играли актёры, а также были применены оригинальные методы комбинированных съемок.

Для работы над фильмом Птушко удалось объединить практически всех художников, работавших в области объёмной мультипликации СССР того времени. Среди них были И. НИКИТЧЕНКО, С. МОКИЛЬ, Ф. КРАСНЫЙ, Ю. ШВЕЦ, Р. ГУРОВ и оператор Н. РЕНКОВ. Их работа взбудоражила мир кинематографистов не меньше, чем «Броненосец Потемкин» ЭЙЗЕНШТЕЙНА и «Белоснежка и семь гномов» ДИСНЕЯ. Зрителей поражало нахождение в кадре настоящего актёра и огромного количества кукол с богатой мимикой и острой характерностью. Глядя на созданный Птушко лилипутский кордебалет, отплясывающий под хит «Моя лилипуточка, приди ко мне!» — патриарх советской мультипликации Иван ИВАНОВ-ВАНО писал: «В «Гулливере» он применил столько новых, оригинальных приёмов съёмки, создал столько занимательных конструкций и приспособлений, что ими до сего времени пользуются на кукольных студиях нашей страны».

Александр Птушко впервые использовал приём изменения частоты прохождения звука в момент записи голоса актёров, озвучивающих роли кукол-лилипутов. Изменяя частоты, Птушко изменял тембр речи актёра, доводя его до предельно высокого, почти пискливого звучания, добиваясь характерного «кукольного» голоса персонажей. Это было необычно и создавало особый эффект в сценах с диалогами актёра-Гулливера с куклами-лилипутами.

По одарённости, изобретательности и мастерству критики сравнивали Птушко с Владиславом СТАРЕВИЧЕМ. Но, в отличие от Старевича, Птушко не держал в секрете своих изобретений, напротив — щедро и весело передавал свой опыт другим художникам. Конструкции его кукол были настолько значительны и совершенны, что, по признанию Иржи ТРНКИ, широко использовались чешскими мультипликаторами при постановке кукольных фильмов, принесших в 1940-х и 1950-х годах мировую славу чехословацкому кинематографу.

Зарубежная кинокритика также сравнивала Александра Птушко с Марио БАВА, Уильямом Кэмероном МЕНЗИСОМ и Джорджем ПАЛОМ. А позже даже называла «русским Спилбергом», создавшим свой собственный мир фантазий. Американская кинокритика отмечала, что «Новый Гулливер» был первым полнометражным мультфильмом, созданным за четыре года до фильма «SNOW WHITE» Диснея. А после того, как фильм завоевал специальный приз на Международном кинофестивале в Милане, даже Чарли ЧАПЛИН стал почитателем таланта русского режиссёра.

✓    После создания фильма «Новый Гулливер» Птушко стал руководителем художественно-производственного объединения объёмной мультипликации «МОСФИЛЬМА», которое ежегодно выпускало несколько картин. Птушко с помощниками снял фильмы «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ», «ВЕСЁЛЫЕ МУЗЫКАНЫ» и насыщенный трюками фильм «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Анимация в нём занимала менее значительную роль, но совмещенные и комбинированные съёмки снова поражали профессионалов, не говоря о зрителях.

Роли кукол в фильме исполняли актёры, но на экране они были в несколько раз меньше, чем обычные исполнители. При необходимости включить в один кадр «кукол» и людей Птушко обратился к способу «ПЕРСПЕКТИВНОГО СОВМЕЩЕНИЯ», который настолько творчески, оригинально и эффективно раскрыл новые изобразительные возможности кино, что фильм и сегодня остаётся образцом уникального режиссёрского и операторского решения сложнейшей художественной задачи при минимальном и эффективном использовании постановочных средств.

Александр Птушко тем временем переключился на ИГРОВОЕ КИНО. К сожалению, после его ухода кукольная студия распалась и возродилась на базе «СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМА» лишь в середине 1950-х.

Во время войны Птушко работал на ЦЕНТРАЛЬНОЙ ОБЪЕДИНЁННОЙ СТУДИИ в Алма-Ате, руководил трюковыми и комбинированными съёмками ряда картин. С его участием создавались батальные сцены фильмов «ЗОЯ», «СЕКРЕТАРЬ РАЙКОМА», «НЕБО МОСКВЫ», «ПАРЕНЬ ИЗ НАШЕГО ГОРОДА». В эвакуации, где прокормить семью одним лишь руководством комбинированными съёмками было невозможно, Птушко занялся пошивом обуви. К крашеным замшевым ремешкам на деревянной подошве он прикреплял лейбл «Eldorado&K°». Башмаки пользовались успехом, а в брошках из перламутра «от Птушко» ходила вся женская киноэлита в тыловой Алма-Ате.

Сразу после победы Александр Птушко решил заняться созданием сказок, наряду с другим, не менее выдающимся режиссером — Александром РОУ. Однако в фильмах Роу на первом месте стояло неторопливое повествование о победе добра над злом, а Птушко оттачивал новые приёмы, и снова реализовывал смелые идеи в области комбинированных съёмок и спецэффектов.

За фильм-сказку «КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК» он получил Государственную премию и приз за цвет на I Международном кинофестивале в Каннах. Следующий фильм Птушко, «САДКО», завоевал «Серебряного льва» в Венеции, а исполнитель главной роли Сергей СТОЛЯРОВ был назван одним из лучших актёров мира полувековой истории кино.

✓    Вышедший в 1956 году первый отечественный широкоэкранный фильм со стереозвуком «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ» был внесён в Книгу рекордов Гиннесса за самую масштабную массовку, в которой участвовало более 104 тысяч статистов одновременно.

Фильмы Птушко попали в прокат в США. Американский продюсер Роджер КОРМАН увидел картины советского режиссёра ещё в конце 1950-х и начале 1960-х годов и приобрёл права на показ фильмов. После небольшой монтажной доработки фильмы «Садко» и «Илья Муромец» были показаны американским зрителям. Правда, американцы познакомились с историей Садко после перемонтажа, сделанного Фрэнсисом Фордом КОППОЛОЙ и под названием «ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ СИНДБАДА», а о подвигах Ильи Муромца узнали из фильма «КАМЕНЬ И ДРАКОН». По мнению Роджера Кормана, эти поправки были необходимы, так как имена былинных богатырей, известные каждому русскому, ничего не говорили американцам.

Спецэффекты, разработанные Птушко для фильма «Илья Муромец» позже позаимствовали американские режиссеры Стэнли КУБРИК для съёмок «КОСМИЧЕСКОЙ ОДИССЕИ», Терри ГИЛЛИАМ в «ПРИКЛЮЧЕНИЯХ БАРОНА МЮНХГАУЗЕНА» и многие другие режиссёры.

Позже Александр Птушко снял комедию «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ». Потом им были экранизированы «АЛЫЕ ПАРУСА». История Александра Грина в трактовке Птушко лишилась своей воздушно-зыбкой атмосферы и превратилась в сентиментальную мелодраму. Поначалу критика ругала фильм за слишком яркий цвет, тяжеловесность игры многих актёров второго плана и прямолинейность режиссёрских ходов. Однако при всём этом выбор юной Анастасии Вертинской на роль Ассоль, оказался точен.

✓    В 1966 году Птушко создал прекрасный фильм «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ» — одну из лучших своих экранизаций.

Также им был написал сценарий по гоголевскому «ВИЮ». Поручив съёмки молодым режиссёрам, он взял над ними творческое шефство. Но режиссеры не справились, и Птушко пришлось доснимать и монтировать фильм самостоятельно. Благодаря этому «Вий» долгие годы оставался и остаётся первым и единственным отечественным фильмом ужасов, впечатляющим российских зрителей.

✓    Вершиной карьеры Птушко стал его последний фильм – «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА». Невероятные декорации, впечатляющая говорящая голова, подземные гиганты и летающий карлик Черномор — каждый новый кадр нёс в себе сказочное превращение.

Однажды в Луганске Птушко влюбился в девушку, и пригласил её на свидание. Девушка ответила: «Приду, если подаришь мне попугая в золотой клетке с гроздьями винограда» . Тогда Птушко вынул из материнского корсета несколько стержней, и сделал из них золотую клетку. Потом поймал голубя, приделал ему хохолок и хвост, раскрасив птицу под попугая. На веточки надел сливы — и получился виноград. Когда для одной из сцен в «Руслане и Людмиле» нужны были 300 попугаев — «Мосфильм» потратился лишь на несколько десятков. Остальных, благодаря фантазии Птушко — изображали голуби, разукрашенные бутафорами.

Птушко умел веселиться в труде, который был неотъемлемой частью его оптимистической натуры. Он редко сидел без дела — любил вырезать камеи, и дарил их друзьям и знакомым. Увлекался работой по дереву. Его уникальные ручки для палок ценились среди знатоков. Коллеги и знакомые удивлялись его творческой неуёмности. Он никогда не жаловался и не жалел себя. Птушко любил жизнь жадно и рассматривал её, как весёлую игру неиссякаемого действа.

АВТОР ПРОЕКТА
Елена Анфиногентова, отдел обслуживания
Тел.: (846) 334-23-52

Источник: chtoby-pomnili.com
На фото: Александр ПТУШКО, 1959, ©    Шоломович, «РИА Новости» /ria.ru/

 
По теме
На встрече с Президентом России Владимиром Путиным лидер Партии СРПЗП Сергей Миронов поднял вопрос о проблеме геноцида многонационального российского народа в годы Великой Отечественной войны.
30 марта в 18.30 Международный фестиваль оперного искусства «Славянский дом» представляет оперу «Евгений Онегин» Петра Чайковского, в котором примут участие приглашенные артисты из Сербского национального театра в Нови-Саде,
В академическом театре оперы и балета Самары 27 марта показали «Пиковую даму» Алена Кириллова Фестиваль «Славянский дом» проводится при поддержке правительства Самарской области Фото:
Корней Иванович Чуковский — любимый писатель многих поколений девчонок и мальчишек, замечательный детский поэт, публицист, критик, а также переводчик и литературовед.
Пожарные Тольятти бьют тревогу! - Городские Ведомости Неосторожное обращение с огнем, неисправность электрической проводки и человеческая халатность – основные причины пожаров, которые произошли в Тольятти с начала года.
Городские Ведомости
photo_2024-03-26_16-22-32.jpg - Красноярский район Новые автомобили «службы здоровья» пополнили автопарк Красноярской центральной районной больницы 3 автомобиля «службы здоровья» приехали «на работу» в Красноярский район.
Красноярский район
На встрече с Президентом России Владимиром Путиным лидер Партии СРПЗП Сергей Миронов поднял вопрос о проблеме геноцида многонационального российского народа в годы Великой Отечественной войны.
Справедливая Россия
Возложили цветы к памятнику - Газета Камышлинские известия Ирина Макарова. В честь 105-летия со дня рождения поэта Анвара Давыдова в районном центре состоялось торжественное возложение цветов к его памятнику.
Газета Камышлинские известия