Копилка желаний

Фото: st.vkonline.ru
Ольга Самарцева – о своем учителе, театральном ремесле и любимых ролях Мы стараемся донести до зрителя то, чем мы живем, что нас тревожит. Если я плохо сыграю сегодня, завтра на мой спектакль никто не придет. Поэтому выкладываюсь на каждом спектакле

Недавно ведущая актриса тольяттинского драматического театра им. Г Б. Дроздова «Колесо» Ольга Самарцева была удостоена звания народной артистки Самарской области. Ольга Ивановна служит в театре «Колесо» с момента его основания. Она становилась лауреатом губернского конкурса «Самарская театральная муза», межрегионального фестиваля «Волга театральная», не раз получала в «Колесе» премии зрительских симпатий в номинации «Лучшая актриса сезона». Ольга Самарцева сыграла в 50 спектаклях - в каждом третьем, которые были в репертуаре театра за тридцать лет его существования.

Ремесло Дроздова и слабости Елизаветы

- Давайте вспомним о вашей совместной работе с основателем театра «Колесо» Глебом Борисовичем Дроздовым…

- Я его ученица. Когда я еще работала с ним в Воронежском академическом театре, а он уже тогда был мэтром режиссуры, у нас, молодых актеров, сложились удивительно теплые отношения с ним. Глеб Борисович всегда раскрывал в своих учениках их лучшие профессиональные качества, особую грань каждого, помогал артисту протоптать свою дорожку в творчестве. Это здорово, когда учитель дает ремесло. И я очень благодарна Глебу Борисовичу за это. Все остальное приходят с опытом – актерским и человеческим.

- Он давал возможность импровизировать, предлагать что-то свое?

- Конечно. Мало того, мы не могли себе представить, что придем на репетицию неподготовленными и не принесем какие-то свои предложения. Он брал самое лучшее и при этом прочерчивал свою режиссерскую линию. Но так, что мы этого даже не замечали. Нам казалось, что мы сами все придумали.

- Что более всего запомнилось из совместных театральных работ с Дроздовым?

- Самая последняя - спектакль «Мария Стюарт», где я сыграла королеву Елизавету. Это была этапная работа, которая очень многое значила для меня.

- Как же вам удалось, работая над спектаклем, найти в себе английскую королеву?

- Обычно Елизавету играют как королеву. Мне же хотелось создать многогранный образ. Каждая королева – прежде всего женщина, а у каждой женщины есть своя индивидуальность и свои слабости. Каждая женщина – еще и актриса. Елизавету я играла прежде всего как женщину и актрису. Слава богу, есть много исторического материала о той эпохе и о жизни королевы. Я тщательно изучала его, и это мне помогло в работе над ролью.

Театральные метаморфозы

- На вашей памяти прошли разные этапы жизни театра, его взлеты и падения…

- Каждый театр – живой организм. Мне кажется, в истории всех театров есть цикличность. Каждые пять лет любой из них вступает в какую-то новую жизненную фазу. Вы знаете, не бывает одинаковых спектаклей. Некоторые приходилось играть по сто раз, и ни один из них не был похож на другой. Многое зависит от времени, от зрителей, от актерского настроения. Закрылся занавес - и спектакль умер. Завтра занавес открывается, и это уже другой спектакль.

Так и театр. Он неизбежно меняется, как бы мы ни хотели стабильности. Когда мы были молодые и создавали этот первый в стране контрактный театр, во всем чувствовался задор, энергия. Мы были готовы работать день и ночь. Хотелось сделать что-то новое, необычное. Какое-то время театр процветал. Но, к сожалению, ушел из жизни Глеб Борисович и началась другая эпоха. Кто-то уходил, кто-то приходил. Театр как будто плавал и искал своего режиссера. Потом пришел новый художественный руководитель, Анатолий Афанасьевич Морозов. Кто-то сумел его принять, кто-то нет. Но мне кажется, при нем репертуар «Колеса» и качество постановок были на уровне хороших московских театров. Но эти спектакли, к сожалению, не совсем совпали с той зрительской аудиторией, которая сложилась в городе. Вообще, очень непросто было внедрять в Тольятти культуру театра.

Потом опять начались шатания. С приходом нынешнего директора, Янины Николаевны Незванкиной, и с приглашением Михаила Николаевича Чумаченко художественным руководителем, начался новый этап в жизни театра. Сегодня я бы назвала его театром молодого поколения. Труппа значительно обновилась за счет молодых актеров. Мы хотим привлечь в театр новых зрителей. При этом, мне кажется, наш театр не опускается до уровня ширпотреба. Конечно, есть у нас и комедии, на которых мы зарабатываем деньги. Но, к счастью, есть и спектакли, которые несут высокий смысл и заставляют публику задумываться о том, что происходит вокруг нас, о том, зачем мы живем. Это и «Визит дамы», и «Доходное место», и «Как закалялась сталь». Кстати, недавно я прочитала в Интернете интервью с Ротшильдом и поймала себя на мысли: его слова о том, что в современном мире все можно купить, полностью повторяют слова моей героини из спектакля «Визит дамы».

Мы стараемся донести до зрителя то, чем мы живем, о чем думаем, что нас тревожит и что радует. Я знаю: если я плохо сыграю сегодня, завтра на мой спектакль никто не придет. Поэтому выкладываюсь на каждом спектакле.

Взгляд со стороны

- Вы можете назвать спектакли, в которых ваш собственный характер, ваше отношение к жизни близки с образом вашего персонажа?

- Таких спектаклей немало. Я стараюсь, чтобы моя личность, моя индивидуальность растворились в том персонаже, который я проживаю на сцене. Например, в спектакле «Мужской сезон» есть многое от моего личного жизненного опыта и моих переживаний. То же можно сказать и о спектакле «Русская рулетка», который ставил Морозов. Я уж не говорю о роли Кукушкиной в «Доходном месте». Я ведь сама теща, и переживания героини мне близки.

- Если была бы такая возможность, что вы сами хотели бы сыграть на театральной сцене?

- К сожалению, многие из спектаклей, которые были в моей копилке желаний, так и не состоялись. Например, «Миллионерша» по Шоу. Мне бы хотелось сыграть в пьесе Островского «Без вины виноватые». Не знаю, сбудется ли это мое желание. А так – я всегда принимаю то, что мне предлагают режиссеры и стараюсь внести свою лепту в общий рисунок спектакля.

- Сейчас в вашем театре время от времени спектакли ставят приглашенные режиссеры, которые работают в Москве и других городах. Как вы думаете, есть ли необходимость, чтобы режиссер следил за дальнейшей жизнью своего ребенка – рожденного им спектакля?

- Обязательно. И в этом, мне кажется, сейчас проблема нашего театра, которая требует своего решения. Конечно, мы, актеры, стараемся следить за общим состоянием спектакля, не допускаем отсебятины. Но глаз режиссера обязательно должен быть, и не только на премьерном спектакле. Бывает, что приходится делать вводы новых актеров, а без режиссера это трудно. Бывает, что и само время требует каких-то изменений в постановке. Почему, помимо прочего, мне был близок театр Морозова – он каждый вечер был на своем спектакле. И если ты делал что-то не так, режиссер говорил потом об этом актеру.

- Наверное, любому театральному актеру это очень важно - увидеть себя со стороны…

- Слава богу, сейчас такая возможность есть. Помню, когда мы репетировали «Кина IV», я сажала дочку - она у меня тоже актриса - в зрительный зал. Она записывала какие-то сцены на видео, а потом мы вместе дома просматривали записи и обсуждали, что было не так. Это очень помогает. Конечно, хотелось бы, чтобы и спектакли оставались не только в памяти зрителей, но и на пленке. В Волгоградском театре был такой спектакль – «Зыковы» по Горькому. Меня ввели туда прямо перед фестивалем Горьковской драматургии в Нижнем Новгороде. Эта постановка была дорога для меня, она была отмечена и публикой, и критиками. Спектакль был записан на пленку. А потом оказалось, что ее стерли. До сих пор жалею об этом.

Последние впечатления

- Что бы вы могли вспомнить о своих последних впечатлениях как зрителя?

- На антрепризы я очень редко хожу – там мало что интересного. С удовольствием посмотрела спектакль «Полет над гнездом кукушки» в постановке Марка Захарова. Я очень люблю его театр. Так же, как спектакли других великих мастеров того поколения - Эфроса, Гончарова. Это была сказка. Ты сидишь в зрительном зале, вжимаешься в своем кресле и не можешь перевести дыхание. А потом еще долго-долго думаешь об этом спектакле. Если говорить о современных местных театрах, я в восторге от новокуйбышевской «Грани». Это своеобразный и очень современный театр со своими оригинальными идеями. Я с удовольствием посмотрела спектакли этого театра «Корабль дураков» и «Король Лир». А что касается кино, увиденного в последнее время, яркое впечатление оставил фильм «Легенда № 17». Он во многом перевернул мое отношение к сегодняшнему кинематографу…

Каждый театр – живой организм. Мне кажется, в истории всех театров есть цикличность. Каждые пять лет любой из них вступает в какую-то новую жизненную фазу

 
По теме
История в коммуналке - Волжская Коммуна В театре драмы вышел последний спектакль Вячеслава Гвоздкова В Самарском театре драмы выпустили мелодраму «Старый дом», постановщиком которой считается Вячеслав Гвоздков, но значительную часть работы доделал Валерий Гришко.
06.04.2018
 
 
Фестиваль начался со спектакля «Прости нас, Чучело». Ребята играли своих же сверстников - первые ростки любви, первое предательство и первое раскаяние - в финале, кажется, и сами актеры, и сидящие в зале взрослые едва могли скрыть слезы - Волжская Коммуна В области прошел VI межмуниципальный фестиваль премьерных спектаклей «ТеатроБум» Фестиваль начался со спектакля «Прости нас, Чучело».
03.04.2018
Полицейские задержали подозреваемого в причинении смертельных травм жительнице областного центра - ГУ МВД по Самарской области В дежурную часть ОП № 9 УМВД России по городу Самаре поступило сообщение от  местного жителя 1968 года рождения о том, что его жена скончалась.
22.10.2018 ГУ МВД по Самарской области
Журналисты «Комсомолки» разбирают вопросы по бойне в Керчи, ответов на которые нет до сих пор Андрей ГОРБУНОВ Анастасия ЖУКОВА Александра КОРШУНОВА 1) Откуда стрелок взял деньги на лицензию, ружье и патроны?
22.10.2018 Комсомольская Правда Самара
"Комсомолка" побывала на одной из предполагаемых "баз" Владислава Рослякова [фото, видео] Анастасия ЖУКОВА Криминалисты ищут место, где керченский стрелок Владислав Росляков мог собирать и испытывать бомбы.
21.10.2018 Комсомольская Правда Самара
Родные Влада Рослякова рассказали «Комсомолке», почему будущий убийца перестал ходить вместе с мамой в церковь свидетелей Иеговы и как смог купить боекомплект [фото,
20.10.2018 Комсомольская Правда Самара
Витязь на распутье - Sama-Samara.Ru Самарский регион будет представлен на выставке «Сокровища музеев России» в рамках XVII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь ― ко Дню народного единства» в Москве.
22.10.2018 Sama-Samara.Ru
Тольяттинские школьники в декабре отправятся знакомиться с Самарой на «Краеведческом экспрессе».
20.10.2018 Городские Ведомости
У ведущего инженера прессового производства Волжского автомобильного завода Сергея Федорчука есть непреходящая любовь Это театр «Секрет».
19.10.2018 Площадь Свободы
Театр «Колесо» представил зрителям свою новую комедию «Серебряная ложка»   С cеребряными ложками на крестины везет не всем.
19.10.2018 Площадь Свободы
Крупная победа на выезде - Спортивное Обозрение Первый в сезоне выезд в рамках суперлиги принес баскетболистам «Самары» крупную победу над грозным «Университетом-Югра» – 87:60.
22.10.2018 Спортивное Обозрение
В Обнинске Калужской области состоялись очередные матчи волейбольного чемпионата России среди женщин в высшей лиге «Б».
22.10.2018 Спортивное Обозрение
В белорусской столице завершились международные соревнования по фигурному катанию «Короли льда» (Ice Star), участие в котором приняли тольяттинские мастера спортивных танцев на льду.
21.10.2018 Спортивное Обозрение
В Тольятти сотрудники полиции задержали ранее судимого местного жителя по подозрению в грабеже - ГУ МВД по Самарской области В вечернее время к сотрудникам отдела полиции № 22 Управления МВД России по городу Тольятти обратилась 33-летняя местная жительница с сообщением о том, что у нее похитили золотую цепочку.
22.10.2018 ГУ МВД по Самарской области
Полицейские задержали подозреваемого в причинении смертельных травм жительнице областного центра - ГУ МВД по Самарской области В дежурную часть ОП № 9 УМВД России по городу Самаре поступило сообщение от  местного жителя 1968 года рождения о том, что его жена скончалась.
22.10.2018 ГУ МВД по Самарской области
ДТП на 986-ом километре трассы М-5 произошло в воскресенье утром. Как сообщает ГУ МЧС по Самарской области, на место аварии выезжали пожарно-спасательные подразделения в составе 4 человек и 1 единицы техники.
21.10.2018 CityTraffic.Ru
В Межмуниципальном управлении МВД России «Сызранское» подвели итоги деятельности за 9 месяцев текущего года.
21.10.2018 ГУ МВД по Самарской области