Спектакль по пьесе Леонида Зорина поставлен на малой - экспериментальной сцене театра. Руководитель постановки - Валерий Гришко, режиссер-педагог - Елена Лазарева.
Вопрос, отчего театр обратился к пьесе «Варшавская мелодия», события которой происходят 70 лет назад, даже не возникает. Пьесу Зорина ставили сотни раз, существует известная киноверсия спектакля. Одни видят в ней прежде всего историю двух влюбленных, полячки Гелены и советского фронтовика, студента Виктора, историю сентиментальную, трогательную и, конечно, печальную. Для других главной становится тема человека и государства. Государства как синонима судьбы, рока, с которым бессмысленно спорить. События происходят в 1947 году, когда вышел закон, запрещающий браки с иностранцами.
В спектакле Самарского театра драмы на первый план выходят отношения мужчины и женщины, любовь и невозможность быть вместе, тем более что исполнители главных ролей – молодые артисты Евгения Ермакова и Леонид Даценко - ровесники своих персонажей. Только у Гелены и Виктора в жизни была война, всего-то ничего, два года прошло после ее окончания. И в мирное течение дней, когда музыка Шопена переплетается с бодрыми звуками советского гимна, постоянно врываются страшные воспоминания. Хотя и сегодня слова, сказанные 70 лет назад, звучат странно свежо: «Для меня сила почти всегда - рядом с насилием», - произносит Гелена, глядя на скульптуру спортсмена. «Я немножко боюсь спорта», - говорит она. «Фашизм, иногда он выглядит очень… обаятельным. Такой бодрый, веселый, сапоги блестят, уверенность в будущем. Оптимизм…»
Гелена в исполнении Евгении Ермаковой говорит с польским акцентом и на протяжении всего спектакля не теряет его, не сбивается, и вместе с главным героем зритель также очаровывается ее неправильным выговором. Вообще Гелена Ермаковой кажется ведущей в этом дуете – она умнее, мудрее, бойчее. Она другая, даже для сегодняшнего дня, свободная настолько, что ей не обязательно нравиться. Гордая полячка старается самые серьзные вещи обратить в шутку, но что за этим прячется на самом деле? Страх перед жизнью и боль.
Странное дело, несмотря на то что именно первая часть спектакля по идее должна быть ближе исполнителям, она тянется мучительно долго, а порой кажется набором удачно найденных приемов. Зато вторая - «Спустя десять лет» - переливается разными оттенками, словно вместе с героями повзрослели и сами актеры. И весь предыдущий час был только подготовкой к этим действительно сильным сценам, когда артисты едва сдерживают переполняющие их эмоции.
Спустя десять лет мы видим Гелену — светскую даму, внутренне свободную, сильную, раскрепощенную. Она известная певица в Варшаве…
И дважды в исполнении Евгении Ермаковой звучит «Ах, пане, панове», актриса исполняет песню на польском языке и музыкальные вставные номера так органичны и современны, что зрители начинают подпевать и долго еще аплодируют вместе с воображаемыми завсегдатаями варшавского кафе.
Красное платье Гелены контрастирует с серым костюмом Виктора (типично советский образ). Целая палитра эмоций переполняет обоих, но, в отличие от Гелены, он не в состоянии дать волю чувствам. Его страх – сильнее любви. «Что подумают?», «Мне нельзя..». А потому - вновь расставание....