Певица Людмила Жоголева – о классических романсах, Пьяццоле и русской душе

Бархатное меццо-сопрано солистки Самарской филармонии Людмилы Жоголевой знакомо любителям музыки по разнообразным вокальным программам. Недавно певице было присвоено звание заслуженной артистки Самарской области. С Людмилой Жоголевой беседует корреспондент Волга Ньюс.

Судьба свела с Еленой Образцовой

—  Ваш репертуар весьма широк  — русские и  цыганские романсы, старинные песни, духовные стихи, оперная классика, современная музыка. Тут есть какой-то общий знаменатель?

—  Пою то, что душа просит. Что отличатся внутренней глубиной и  хорошим поэтическим текстом. Громадное значение придаю слову. Даже не  знаю, что больше люблю  — музыку или стихи. Не  могу петь то, что не  имеет высокой поэтической планки. Возможно, это во  многом идет от  моего папы  — известного поэта Бориса Сиротина. Кстати, я  исполняю романсы на  стихи отца, большей частью положенные на  музыку самарским композитором Вячеславом Шевердиным.

Про русскую песню иногда говорят: в  ней душа плачет. И, действительно, в  этих песнях есть нотка какой-то просветленной печали. Есть она и  почти в  каждом русском романсе. Мне кажется, мы  и  объяснить до  конца не  можем  — откуда в  нас это стремление к  светлой печали. Почему у  нас в  стране всегда были популярны цыганские романсы? Может быть, потому что через них душа русского человека грустит по  другому миру? Оттого и  духовные стихи публика прекрасно принимает, особенно в  глубинке. Одна из  любимейших песен этого плана– "Как по  Божией горе…". Я  своим академическим голосом даже эстрадные песни иногда пою, если зацепят сильно. Мне интересно попробовать разные жанры, разные направления.

—  Для вас важна исполнительская традиция, когда вы  обращаетесь к  тому или иному вокальному произведению? Или вы  об  этом не  думаете?

—  Нет, я  думаю об  этом. И  слушаю очень много музыки  — и  камерной, и  оперной. Именно для того, чтобы найти что-то свое, я  всегда обращаюсь к  музыкальным образцам, которые кажутся мне достойными уважения. Слушая их, ты  понимаешь, с  помощью каких средств певец или певица передают тот или иной образ. Потом, пропуская музыкальное произведение через себя, все равно создаешь что-то свое. Потому что у  тебя свой тембр, своя внутренняя потребность высказаться.

—  Наверное, стараться быть похожим на  того или иного исполнителя  — дело бесполезное…

—  А  какой смысл, если я  буду петь, как Елена Васильевна Образцова? Она уже есть, зачем ее  повторять? А  я  — Жоголева. И  буду петь по-своему …

—  И  все-таки чье исполнение вам близко?

—  В  классическом романсе для меня главный авторитет  — как раз Образцова. Тем более что судьба меня с  ней сводила.

—  Каким образом?

—  Я  участвовала в  первом конкурсе камерных певцов имени Елены Образцовой в  Москве. Особых наград я  там не  получила. наград я  там не  получила. Награды пришли позднее.
Но  зато у  меня тогда появилась возможность позаниматься с  Еленой Васильевной. Началось с  того, что, когда я  проходила мимо нее, она сказала: "У  Вас очень красивый голос". Конечно, я  была счастлива услышать  это. Хотя сейчас понимаю: тогда я  была еще совсем сырая певица. Потом, набравшись смелости, я  позвонила Образцовой. Напомнила, что я  участница конкурса и  сказала: "Елена Васильевна, очень прошу Вас позаниматься со  мной". А  потом спросила, сколько будет стоить занятие. Как сейчас помню, она ответила своим низким голосом: "Я  с  девочек денег не  беру". Занималась она со  мной часа полтора. Очень жалею о  том, что не  записала этот урок на  диктофон. Она сказала много такого, что потом мне пригодилось в  творчестве. О  методике пения, о  том, как должна работать гортань, как брать верхние ноты… Мне тогда было около тридцати  лет. Для академической певицы это уже не  юный возраст. Но  для нее я  была "девочка". Я  ведь поздно начала петь. И  долгое время не  знала, что у  меня есть голос. Помню, правда, что в  детстве изображала Тамару Синявскую и  пела: "Черноглазая казачка подковала мне коня…" Но  музыкальное училище я  закончила как теоретик. И  когда поступала туда, даже предположить не  могла, что стану певицей. Потом было музыкальное отделение педагогического института. Там у  меня и  проснулся голос. А  помогла мне распознать его наш педагог Наталья Эмануиловна Герасимова. И  госэкзамены я  уже сдавала не  по  классу фортепиано, как другие, а  по  классу вокала. А  потом поступила на  вокальное отделение нашего института культуры. Добрая память осталась о  педагоге Валентине Анатольевне Андреевой, которая учила нас не  только технике пения, но  и  многим другим жизненно важным вещам. Когда начала работать в  филармонии, мне хорошо помог Анатолий Григорьевич Барабаш, который руководил отделом музыкально-литературных программ.

—  Ваш голос сразу определили, как меццо-сопрано?

—  Ни  у  кого из  педагогов в  этом не  было сомнений.

—  И  какой у  вас сейчас диапазон?

—  Две октавы и  еще три тона.

Запах сирени и  иллюзии Вертинского

—  Поговорим о  русских романсах. Мне кажется, в  них часто заложена особая драматургия. Словно это повесть, втиснутая в  рамки небольшого вокального произведения…

—  Да, есть романсы развернутые, драматические. Но  есть и  такие романсы, которые запечатлевают какое-то одно чувство, одно состояние души. Как будто мы  смотрим на  какой-нибудь хороший пейзаж или натюрморт. Например, романс Рахманинова "Сирень". В  нем  — запах сирени, ощущение весны, нежности. Мне очень близки именно таким романсы…

—  Один из  филармонических абонементов посвящен русским романсам. С  чего началась ваша работа в  этом проекте?

Первый мой спектакль, который мы  сделали совместно с  заслуженным артистом России, актером Виктором Намакаренским, называется "Я  дарил иллюзии". Он  посвящен Александру Вертинскому. Сейчас интерес к  его творчеству невероятно растет. А  тогда, около десяти лет назад, он  был чуть-чуть подзабыт. Однако мне очень захотелось исполнять именно  его. В  Вертинском есть какая-то изысканность и  великая печаль о  России. А  как он  пел и  писал о  женщинах! Как никто другой из  авторов романсов. Вот, например, один из  моих самых любимых его романсов, который он  посвятил замечательной актрисе Вере Холодной. Он  начинается словами:

"Ах, где  же Вы, мой маленький креольчик, мой смуглый принц с  Антильских островов. Фарфоровый китайский колокольчик, наивный как дитя, как песенка без слов…" Какое живописание словом! Так мог придумать только Вертинский. Этот спектакль мы  показали во  многих городах России, и  до  сих пор он  у  нас в  репертуаре. Следующий спектакль был посвящен певице еще императорской России Анастасии Вяльцевой. В  основе его  — старинные романсы из  ее  репертуара. У  этой певицы жизнь была потрясающе интересной. Она была женщиной изумительной красоты. Прошла путь от  крестьянской девушки до  одной из  самых богатых дам Санкт-Петербурга. У  нее даже был свой вагон, в  котором она путешествовала. Как у  императрицы.

Аргентинское танго

—  А  сейчас какую программу готовите?

—  Может быть, вам покажется это странным, но  я  увлеклась творчеством аргентинского композитора Астора Пьяццоллы…

—  С  ним ведь любители музыки знакомы в  основном по  инструментальным танго…

—  Но  у  него есть и  потрясающие вокальные произведения, которые мало кому известны. В  программе будут его знаменитые танго в  исполнении небольшого оркестра (аккордеон, гитара, фортепиано, скрипка и  контрабас), три танцующие пары, литературная часть. И  вокальные произведения  — как на  испанском языке, так и  переведенные на  русский.

Почему русская певица хочет углубиться в  творчество аргентинского композитора? Наверное, это нам тоже близко. Мне, по  крайней мере, очень интересна латиноамериканская экзотика. Вот у  нас в  городе гостили колумбийцы, приехавшие на  чемпионат мира по  футболу. Однажды мы  с  дочкой гуляли по  Ленинградской и  увидели, как они танцевали. Пластично, темпераментно, изящно! Казалось, танец у  них в  крови. Это был восторг. И  я  подумала: как  же я  хочу сделать программу, посвященную Пьяццолле!

—  А  когда программа будет готова?

—  День рождения Пьяццоллы  — 11  марта. К  этой дате, я  думаю, и  подготовим нашу программу, которая будут показана в  Большом зале филармонии. Режиссер этой программы  — тоже Сергей Николаевич Куранов.

—  Как вы  полагаете, вырос  ли у  самарской публики интерес к  музыкальной классике за  последние лет пятнадцать?

—  Мне кажется, да. Во  всяком случае, зал филармонии во  время концертов, посвященных романсам, заполнен полностью. Но  интерес этот растет не  так быстро, как хотелось  бы. Я  знаю, что в  Европе, например, любовь к  классической музыке  — это, естественно, и  никого не  удивляет. Один мой знакомый, вернувшийся из  Германии, рассказывал: когда он  садился в  такси, там звучала только классика. Я  бы хотела, чтобы у  нас было так же…

 
По теме
Новые экспонаты музея Фото: Светлана МАКОВЕЕВА - Комсомольская Правда Самара День рождения Эльдара Рязанова в Самаре отметили в лучших традициях его фильмов Вера ЦЫГАНКОВА 18 ноября 2018 года известному советскому режиссеру Эльдару Рязанову,
19.11.2018
 
Наталья Штурм и Евгений Осин Фото: Личный архив - Комсомольская Правда Самара Музыкант страдал алкоголизмом, но за годы успешной карьеры успел приобрести недвижимость, которая может достаться не 16-летней Агнии Юлия СТЕПАНОВА В субботу, 17 ноября стало известно о том,
19.11.2018
 
В гости к спортсменам - ГУ МВД по Самарской области Полицейских и учащихся средних классов нескольких школ города принимали у себя в гостях в спортивном клубе тренера и ребята, занимающиеся рукопашным боем.
18.11.2018 ГУ МВД по Самарской области
В Самаре водитель под наркотиками напал на представителя "Ночного патруля" - Волжская коммуна Активист, помогавший полицейским, получил травмы "Сегодня ночью в Самаре от рук неадекватного водителя пострадал наш соратник", - сообщают представители общественной организации "Ночной патруль".
19.11.2018 Волжская коммуна
Еще три человека пострадали 18 ноября в Сызрани 18-летний Toyota врезалась в ограждение и перевернулась на крышу, погибли два подростка сообщает ГУ МВД России по Самарской области.
19.11.2018 Волжская коммуна
Корреспонденты «Комсомолки» разбирались, зачем нам такие мигранты [инфографика] Александр РОГОЗА Семен ЕЛЕНИН Николай Греку, Раду Кэлугэрян, Влад Мокану, Ион Крихан, Сергей Ончу и еще полдюжины фамилий.
17.11.2018 Комсомольская Правда Самара
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Площадь Свободы «Наиюжнейший остров» из пьесы Теннеси Уильямса теперь будет жить в МДТ по своему особому расписанию   Молодежный драматический театр предъявил зрителям первую премьерную работу«Гнедигес фройляйн»,
19.11.2018 Площадь Свободы
P_20181112_114513 - Тольяттинский медколледж Колледж подарил студентам-активистам экскурсию в один из известнейших исторических памятников Самары — бункер Сталина.
19.11.2018 Тольяттинский медколледж
Музыкант страдал алкоголизмом, но за годы успешной карьеры успел приобрести недвижимость, которая может достаться не 16-летней Агнии Юлия СТЕПАНОВА В субботу, 17 ноября стало известно о том,
19.11.2018 Комсомольская Правда Самара
День рождения Эльдара Рязанова в Самаре отметили в лучших традициях его фильмов Вера ЦЫГАНКОВА 18 ноября 2018 года известному советскому режиссеру Эльдару Рязанову,
19.11.2018 Комсомольская Правда Самара
Матч в Тюмени между лидером ВХЛ «Рубином» и ЦСК ВВС получился на удивление упорным.
19.11.2018 Спортивное Обозрение
Гандболистки «Лады» с треском вылетели из Кубка ЕГФ. Воскресный разгром (26:37) от венгерского «Шиофока» стал одним из самых крупных в еврокубковой летописи тольяттинского клуба.
19.11.2018 Спортивное Обозрение
На трассе М-5 в Тольятти провалился асфальт - CityTraffic.Ru В 4:40 утра понедельника, 19 ноября, жителей Шлюзового разбудило оповещение из громкоговорителя о том, что с улицы Куйбышева лучше поворачивать на Железнодорожную.
19.11.2018 CityTraffic.Ru
Об эпидемиологическом расследовании в очаге острой кишечной инфекции Специалистами Управления Роспотребнадзора по Самарской области,  в связи  с регистрацией среди учащихся МДОУ «Школа №81» г.о.
19.11.2018 Роспотребнадзор
Памятка о необходимости соблюдения требований особых условий использования земельных участков,
19.11.2018 Мэрия городского округа Тольятти