Моноспектакль Олега Белова

Любимый актер самарских зрителей снова на сцене   В феврале в Самарском академическом театре драмы прошли благотворительные спектакли «пришли Те Кто Пришли» по роману Саши Соколова «Школа для дураков». С этим непростым и глубоким текстом на родную сцену вернулся заслуженный артист России Олег Белов. В мае 2012 года любимый актер самарцев перенес инсульт. Чувства зрителей, после долгой разлуки увидевших Олега Белова на сцене, можно описать одним словом - восторг. Актер рассказал, как создавался моноспектакль и что значится в его творческих планах.   СЛОЖНАЯ ИСТОРИЯ ЗАКРУТИЛАСЬ БЫСТРО   - Это получилось случайно. Я сидел в отделе кадров Петербургской государственной академии театрального искусства - приехал показать, что со мной все нормально после болезни, - люди волновались за меня. Там встретил профессора кафедры сценической речи Юрия Васильева. Первое, что он у меня спросил: «Какой моноспектакль репетируешь?» Я удивился: «Какой моноспектакль? Я парализован на одну сторону!» «Но говорить-то можешь? Значит, надо репетировать. «Школа для дураков» Саши Соколова». Мы договорились делать спектакль вместе, тут же распечатали текст. Впечатление он на меня произвел странное - я не представлял, как это можно сделать. Моя жена Галя и вовсе была шокирована. Она мыла посуду, когда я ей читал, потом повернулась и сказала: «Я в тебя сейчас чем-нибудь кину! Я ничего не понимаю!» А после того, как увидела спектакль, призналась: «Парадокс, так все стало понятно...»   Федор Греков (в прошлом - завлит, актер и режиссер Самарского театра драмы. - Прим. авт.) - эрудит, он мне рассказал, что один из лучших друзей Саши Соколова Эдуард Лимонов признался, что ни одно из его прозаических произведений не смог дочитать до конца.   О ЧЕМ?   - На вопрос о сюжете ответить нельзя. Это внутренний монолог мальчика-шизофреника, какой тут может быть сюжет? Две его личности спорят друг с другом, и он вспоминает свою спецшколу, учителя, который повлиял на него, первую любовь. При этом он рассуждает о вечных ценностях, о проблемах любви, жизни и смерти. На своем примитивном уровне ребенка, но это у него получается гениальнее, чем у «живущих и мудрствующих», по словам Сарафанова из «Старшего сына» Вампилова.   Мне удалось обнаружить в «Школе для дураков» гоголевские мотивы - его знаменитую птицу-тройку, редких птиц, которые долетают до середины реки. Роман написан безупречно с музыкально-фонетической точки зрения. Соколов прекрасно владеет словом.   Мне в этом романе очень понравилась тема отношений героя и его отца. В итоге получилась, по мнению Юрия Васильева, внятная человеческая история.   РЕПЕТИЦИИ   - Моноспектакль на час двадцать мы репетировали четыре дня.   В марте 2013 года мы с Юрием Андреевичем встретились впервые после болезни. А в июне встретились во второй раз, и я спросил: «Когда будем работать над спектаклем?» Он отвечает: «У нас с тобой конкретные сроки. Мы должны 24 ноября показать его на фестивале в Санкт-Петербурге». «Когда ж мы его делать-то будем?!» «Я приеду в сентябре к студентам на неделю».   Юрий Андреевич прислал мне композицию спектакля, дал задание всем моим домашним. Жене Гале (она у меня дизайнер) сказал подобрать костюм, в том числе широкий красный пиджак - будто с отцовского плеча. Дочери Лизе - сделать рисунки на определенные темы. Они потом были использованы в оформлении программки.   Когда Юрий Андреевич прислал мне инсценировку, я изумился - даже с моей хорошей памятью выучить столько текста невозможно! Он меня успокоил: «Все учить не надо, некоторые рассказы герой твой будет читать - это ход такой».   ЖИЗНЬ СПЕКТАКЛЯ   - А в ноябре я представил «пришли Те Кто Пришли» (так мы назвали спектакль) в Санкт-Петербурге на фестивале моноспектаклей. Это была творческая лаборатория Юрия Васильева «Пространство монопредставлений». В лаборатории участвовали популярные актеры - Александр Баргман (со спектаклем, который Юрий Андреевич поставил 20 лет назад, и он до сих пор идет), Илья Носков.   В Санкт-Петербурге зрители не знали меня как артиста и все равно принимали тепло. О моей болезни они не догадывались, и когда я вышел на поклон, некоторые недоумевали - почему актер не выходит из роли? Настолько удалось соединить образ и личность.   В Самаре я показал афиши и программки генеральному директору Самарского академического театра драмы Вячеславу Гвоздкову, и он спросил, могу ли я сыграть спектакль на нашей сцене. «Честно говоря, я за этим к вам и пришел». И он, не видя спектакля, дал добро на благотворительное представление: «Юра (Юрий Васильев. - Прим. авт.) и ты для меня - знак качества».   После поклона Гвоздков, даже не подойдя ко мне, вышел из зала. Я не мог понять, что происходит. Потом он мне объяснил: «Мне нужно было успокоиться. Полспектакля проревел». В марте будут еще два благотворительных спектакля, в апреле «пришли Те Кто Пришли» появится в репертуаре. Очень благодарен, что Гвоздков меня поддержал.   Знакомый хирург, который посмотрел мой спектакль, сказал: «Я наглядно увидел пример арт-терапии».   АЛЕКСАНДРУ АМЕЛИНУ ПОСВЯЩАЕТСЯ   - Повествование строится на диалоге, и это очень похоже на споры, которые мы вели с Сашей. И я за прототипы персонажей принял нас с ним. На премьере у меня было ощущение, что он играл со мной. Поэтому я обратился к Юрию Васильеву с просьбой посвятить этот спектакль Саше. Он согласился.   ДО И ПОСЛЕ...   - Ощущения на сцене после болезни совсем другие. Я всегда был сентиментальным человеком, а теперь это усилилось – стал слезливее. Все принимаю на свой счет - смотрю про ослика Иа, потерявшего хвост, и плачу - ассоциации с собой. А в этом спектакле поднимается проблема смерти - мне есть о чем говорить, я видел это.   Технически мне даже проще. Жена говорит: «Я вижу, что ты затрачиваешься эмоционально, но это не те затраты, как были у тебя в «Холстомере», когда я сидела и понимала, что это тебя убивает. Это очищение, ты не болезненно это переживаешь».   ТВОРЧЕСКИЕ ПЛАНЫ   - Перед самой болезнью мы сыграли в «Актерском доме» сдачу спектакля «Опавшие листья» по Бунину. Премьера должна была состояться 21 мая, а с 19-го на 20-е это случилось. Сейчас из Нижнего Новгорода приезжает режиссер Владимир Кулагин, мы вспоминаем спектакль вместе с моей партнершей Ниной Лоленко и 24 марта едем на фестиваль в Ярославль.   Главный план один - побыстрее восстановиться. Ни один врач не скажет, когда это произойдет. Для меня главное не уставать, поэтому я не работаю в таком графике, как раньше - и утром, и днем, и вечером, и ночью. Если одно событие в день есть, то второго уже избегаю, чтобы не перенапрягаться. В этой болезни только одно лекарство - позитивное внутреннее состояние. И поэтому для меня так важно вновь выйти на сцену.   КОММЕНТАРИЙ
Юрий ВАСИЛЬЕВ, режиссер моноспектакля «пришли Те Кто пришли», преподаватель кафедры сценической речи санкт-петербургской государственной академии театрального искусства, заслуженный деятель искусств России: - Я видел Олега Белова во многих моноспектаклях: «Холстомер», «До третьих петухов» (по рассказам Шукшина). Для моноспектакля нужен не просто актерский талант, а очень серьезный дар высказывания. Человек сам создает себя на сцене в каком-то произведении. Когда впервые после болезни Олега поговорил с ним по телефону, я понял, что нужно положить жердочки и по ним перейти эту пропасть. Проще всего было бы осуществить замысел в жанре художественного чтения, но мне хотелось настоящего спектакля. Текст Саши Соколова, как музыка Шнитке, соткан из других произведений. В романе «Школа для дураков» есть Советский Союз 50-60-70-х годов, цитаты Гоголя и Пушкина. Для Олега Белова эти ребусы стали спасительными. Он звонил мне и делился еще одной разгаданной ассоциацией.
 
По теме
27 марта, во Всемирный день театра, были подведены итоги фестиваля «Театральное Приволжье» - окружного общественного проекта, который реализуется по инициативе полномочного представителя Президента РФ в ПФО Игоря Комарова .
27 марта  в рамках Международного фестиваля оперного искусства «Славянский дом» показали оперу Петра Чайковского «Пиковая дама» с участием звезд оперного искусства.
В Библиотеках #СМИБС продолжаются мероприятия в рамках Всероссийской недели детской книги.
Вчера, 27 марта, во Всемирный день театра, в прямом эфире путем голосования подвели итоги окружного фестиваля детских и молодежных театральных коллективов «Театральное Приволжье».
photo_2024-03-26_16-22-32.jpg - Красноярский район Новые автомобили «службы здоровья» пополнили автопарк Красноярской центральной районной больницы 3 автомобиля «службы здоровья» приехали «на работу» в Красноярский район.
Красноярский район
Возложили цветы к памятнику - Газета Камышлинские известия Ирина Макарова. В честь 105-летия со дня рождения поэта Анвара Давыдова в районном центре состоялось торжественное возложение цветов к его памятнику.
Газета Камышлинские известия
Дмитрий Азаров вручил землякам государственные награды - Газета Время В среду, 27 марта, губернатор Самарской области Дмитрий Азаров вручил государственные и региональные награды защитникам Отчества, сотрудникам промышленных предприятий, фермерам и аграриям, врачам, педагогам,
Газета Время
Котёнок Пуф и другие. В гостях у телеканала ТОЛЬЯТТИ 24 – писательница Юлианна Лебединская - ТК ТОЛЬЯТТИ 24 Фото: Ксения Кочнева / телеканал ТОЛЬЯТТИ 24 Читайте новости телеканала ТОЛЬЯТТИ 24 В студии телеканала ТОЛЬЯТТИ 24 – писательница-фантаст, член Союза литераторов России и Союза писателей ДНР Юлианна Лебединская.
ТК ТОЛЬЯТТИ 24