В Театре драмы поставили шесть рассказов Шукшина

В Театре драмы поставили шесть рассказов Шукшина
Фото: st.vkonline.ru

В Самарском театре драмы вышел спектакль Миши Лебедева «Вот так и живем» по рассказам Василия Шукшина - эстетский гимн жизни и театральной игре без грамма лубка.

В театральном контексте

Премьера в Драме оформлена одновременно просто и изысканно: спектакль идет между двумя деревянными стенами (слегка смахивающими на противопожарные занавесы), в пустом пространстве с деревянными скамейками, на фоне подсвеченных разными цветами задников (художник Наталья Чернова). Эти задники и эпизоды, в которых на их фоне работают тени актеров, заставляют вспомнить классика визуального театра Роберта Уилсона. Об этом можно было бы не писать (какие светящиеся задники сегодня не отсылают к Уилсону?) Но важно, что этот прием сразу помещает спектакль в общетеатральный контекст. Не в фольклорный, социальный или какой угодно другой, куда часто попадает Шукшин, а в театральный.

Лебедеву вообще важна отточенность формы (визуальной и пластической), это было понятно уже после первой его самарской премьеры, «Роковой ошибки». Но тот спектакль как будто расслаивался на два измерения: реальное и дополнительное, созданное пластическими средствами. В спектакле по рассказам Шукшина пластически застроена почти каждая минута. Здесь даже сплевывают эстетски и «в рисунке», что уж говорить о мытье в бане, стирке или очереди за пивом - эти эпизоды просто просятся в целые пластические этюды (хореограф Павел Самохвалов). Мизансцены выстроены как картинки, в некоторых, кажется, даже направление взглядов массовки продумано до сантиметра, не то что повороты головы. Но перед нами, конечно, не визуальный театр в чистом виде. В спектакле много текста (разложенная на голоса проза Шукшина) и немало от психологического театра, несмотря на некоторую гипертрофированность актерского существования.

Неброские клетчатые рубашки и майки-«алкоголички», однотонные платья, черные ботинки и кеды - костюмы намекают на 1960-е, но прямо ни к какому времени и месту не отсылают. Актеры почти все время на сцене, меняются с главных ролей на второстепенные и обратно и получают большое удовольствие от процесса. Почти у каждого есть свой «звездный час» и центральная роль, но спектакль этот в большей степени мужской. У Шукшина самые сложные персонажи - те самые давно обозначенные «чудиками» мужики, что удовлетворяют капризы жен, мучительно ищут смысл жизни (иногда находят в микроскопе), переживают унижения от измен и вообще выносят на своих плечах всю экзистенциальную тяжесть мира.

Все здесь на своем месте: влюбчивый дурак Сергея Маркелова («Беспалый»), заботливый семьянин Иршата Байбикова («Сапожки»), целеустремленный инвалид Алексея Егоршина («Нечаянный выстрел»), любознательный подкаблучник Владимира Морякина («Микроскоп») и другие. Женщинам, хотя и досталось от автора меньше объема, тоже есть где развернуться.

Играют при этом без надрыва, с юмором, в том числе и потому, что играют, не скрывая этого. Вот «Нечаянный выстрел», например,  драматичный рассказ, человек чувствует себя ущербным, не может освоить протез и чуть не отправляется из-за этого на тот свет. Но чего стоит один трюк с протезом: его «играет» приставленная к ноге Алексея Егоршина нога другого актера.

Верить в жизнь

В театре часто бывает так, что самые лицедейские, самые театральные, если можно так сказать, постановки через удовольствие от игры несут радость полнокровной жизни. Спектакль «Вот так и живем» не стал исключением. И это несмотря на всю неоднозначность шукшинских сюжетов, в которых автор часто застает героя в момент кризиса (а в драмовской подборке есть и рассказ «Жена мужа в Париж провожала», в котором большой город довел героя до самоубийства). Здесь важную роль играет не только стиль, но и «последняя фраза».

В финальном сюжете («Верую») насквозь театральным оказывается даже поп. Мы буквально видим, как его облачают в рясу, да и от проповеди тоскующему Максиму (Сергей Видрашку) священник явно получает актерское наслаждение. И так увлекается процессом, что уже не помнит, что несет, договаривается до веры в авиацию, механизацию и барсучий жир. Миша Лебедев ставит на финал максимально жизнеутверждающий сюжет, приберегает напоследок играющего с большим куражом Владимира Борисова (а как его поп поет «Клен ты мой опавший»!).

Ирония заключается в том, что поп у Шукшина - не только человек при сане, которому вроде бы не пристало так уж откровенно утверждать ценность жизненных удовольствий, но и онкологический (судя по всему) больной. В спектакле к этой иронии добавляется своя: Борисов - единственный представитель старшего поколения в этой молодежной постановке. Но именно его персонаж оказывается носителем самой здоровой жизненной философии: смысл жизни - в самой жизни, или в том, чтобы «бежать со всеми вместе», как формулирует поп.

Драма в этот раз «бежит» так, что должна угодить и требовательному зрителю, и тому, кто в театр приходит просто за отдыхом.

Обновлено: 16.05.2019 21:19 Авторы: Ксения АИТОВА Фоторепортер: Андрей САВЕЛЬЕВ
 
По теме
30 марта в 18.30 Международный фестиваль оперного искусства «Славянский дом» представляет оперу «Евгений Онегин» Петра Чайковского, в котором примут участие приглашенные артисты из Сербского национального театра в Нови-Саде,
В академическом театре оперы и балета Самары 27 марта показали «Пиковую даму» Алена Кириллова Фестиваль «Славянский дом» проводится при поддержке правительства Самарской области Фото:
Вчера, 27 марта, во Всемирный день театра, в прямом эфире путем голосования подвели итоги окружного фестиваля детских и молодежных театральных коллективов «Театральное Приволжье».
Справились с задачей - Газета Степь 22 марта 2024 года в Пестравском районном Доме культуры работники пожарно-спасательной части № 125 ГКУ СО «Центр по делам гражданской обороны,
Газета Степь
photo_2024-03-26_16-22-32.jpg - Красноярский район Новые автомобили «службы здоровья» пополнили автопарк Красноярской центральной районной больницы 3 автомобиля «службы здоровья» приехали «на работу» в Красноярский район.
Красноярский район
Возложили цветы к памятнику - Газета Камышлинские известия Ирина Макарова. В честь 105-летия со дня рождения поэта Анвара Давыдова в районном центре состоялось торжественное возложение цветов к его памятнику.
Газета Камышлинские известия
Дмитрий Азаров вручил землякам государственные награды - Газета Время В среду, 27 марта, губернатор Самарской области Дмитрий Азаров вручил государственные и региональные награды защитникам Отчества, сотрудникам промышленных предприятий, фермерам и аграриям, врачам, педагогам,
Газета Время