В тольяттинском театре кукол "Пилигрим" состоялась премьера спектакля для взрослых "Марьино поле" по одноименной пьесе уральского драматурга, ученика Николая Коляды - Олега Богаева. Спектакль поставили режиссеры Владимир Хрущев и Янина Дрейлих, сообщает корреспондент Волга Ньюс.
Жизнь прожить - что поле перейти
Непривычно было видеть в зале кукольного театра только взрослых. Непривычным было и то, что спектакль начинается не в утренние часы, а в вечернее время. Для театра кукол "Пилигрим" взрослый спектакль – это первый опыт, эксперимент, а потому волнение испытывали наверняка все: и режиссеры, и артисты, и театральные служащие.
Пьеса Олега Богаева "Марьино поле" написана в начале двухтысячных, посвящена же Великой отечественной войне. Солдатам, не вернувшимся с фронтов и, главное, женам и матерям, что ждали и продолжают ждать их спустя годы, десятилетия и даже столетия. Пьеса Олега Богаева фантасмагорична и наверняка доставляет интерпретаторам немало хлопот, одновременно дает свободу режиссерской фантазии. По сюжету три столетние старухи Серафима, Мария и Прасковья, единственные кто остался в опустевшей деревне, отправляются встречать своих мужей. Да, тех самых, что не вернулись с Великой отечественной. Прихватив с собой корову Машку, они бредут полями, лесами, переплывают через реку. А поскольку пьеса Богаева - это сказка, то согласно жанру на пути им встречаются разные супостаты - Гитлер, прикинувшийся Лешим, затем Берия в виде гаишника и даже сам товарищ Сталин. И все как один хотят помешать старухам, встретить своих мужей.
И зацвело сухое деревце
Первые минуты спектакля зритель видит только парящий в воздухе зеленый островок с тремя избами да озерцом, а затем на сцену выходят они - три женщины в черных вдовьих одеждах. (Актрисы кукольного театра Вера Кривцова, Наталья Савина, Светлана Бабикова играют в живом плане. - Прим. ред. ). Вот вдовы ставят перед собой чемоданы, обтянутые коричневым дерматином - солдатские, военной поры, вот открывают их, а внутри каждого чемодана - изба с часиками-ходиками, бревенчатыми стенами, иконкой в красном углу. И только затем появляются их двойники – сморщенные, столетние старухи – планшетные куклы, которых, если что, актрисы прячут, заворачивают в свои передники.
Трем героиням существовать на сцене помогает Евгений Смирнов. Именно он, слуга просцениума, напоминает, что наступила весна и меняет в кукольной декорации сухое дерево на цветущее. Намек на возрождение и подтверждение безумной, казалось бы, мысли – все солдатики, все до единого на самом деле живы, и уже возвращаются домой на литерных поездах. Именно он переворачивает обратной стороной парящий в воздухе островок земли обетованной и островок превращается то в холодный диск луны, то в огненное закатное солнце. Помощник сажает кукольных старух в тазик, чтобы те смогли переплыть реку, а сам оборачивается повозкой (к слову, корову в спектакле довольно остроумно заменило надувное розовое вымя). В образах Лешего – Гитлера, Сталина и диктора Левитана также выходит Евгений Смирнов. Но все его появления, неожиданные превращения не совсем внятны, режиссерски не продуманы и возникает опасение, что не читающий пьесы зритель, вряд ли до конца понимает, в чем дело.
Правда финал сглаживает не стыковки и многое объясняет – человек в черном – Смерть, а вся история - это всего лишь рассказ, сказка, но не трех старух, а одной единственной – столетней Марьи, которая никак не хочет идти к Смерти в распахнутую суму. Верит она, что Ванька ее вернется. И Смерть, в который раз дарит Марии очередные сто лет...
Ждала Марья своего солдата с Гражданской, с Турецкой, с Финской, с Куликова поля жала. "Сколько у вас войн было? А сколько еще будет?" – говорит ей вдогонку Смерть. А Марья снимает с себя черный вдовий платок, распускает русые волосы и исчезает за ширмой.Не случайно в самом начале зацвело сухое дерево. Опять Смерть дала бабе отсрочку. И три новых куклы – теперь это молодые девушки, появляются на зеленом островке, круглом – словно это и есть земной шар со всеми речушками, полями, лесами и покосившимися деревянными избами.