Русское для русских

  КЦ «Светлица» возрождает в Самаре славянские традиции

«Славянская зима», организованная «Светлицей», по душе многим самарцам

Фоторепортаж: КЦ «Светлица» возрождает в Самаре славянские традиции

 

Кризис идентичности
 «Интерес к родной культуре у меня возник рано, лет в 16, - рассказывает руководитель КЦ «Светлица» Александр Николаев. – Как-то мне попала в руки книга Олега Матвейчева «Суверенитет духа» на тему кризиса идентичности русского народа. И я заинтересовался, кем же мы были до того, как забыли себя, до того, как у нас осталась одна культура – массовая, не несущая никакой функции, кроме развлекательной. Я перечитал гору литературы, включая откровенно фантастические труды авторов типа Мулдашева и Чудинова, в которых утверждается, что славяне жили за сорок тысяч лет до нашей эры и вообще прилетели из космоса, - чтобы разобраться в вопросе, надо поинтересоваться всеми существующими на него точками зрения. Постепенно я вышел и на нормальных исследователей, пользующихся научными методами, таких как известный московский язычник Велеслав, историк Лев Прозоров».
Главному самарскому поборнику русской культуры Саше Николаеву – всего двадцать с небольшим, он учится на 5-м курсе СГАУ и одновременно работает в трех местах. Три других организатора КЦ «Светлица» - не намного старше. Дмитрий, он же Древлеслав, Новосельцев занимается резьбой по дереву и делает гусли – заказы на его инструменты поступают сейчас со всех концов России. Владислав Рыбалкин увлекается поиском и реконструкцией народных игр. Самый старший член руководства «Светлицы» 28-летний Андрей Еленский - специалист по русским боевым искусствам и оздоровительным практикам.
Славянские забавы
 «Собираться, общаться, обмениваться информацией мы начали в 2008 году, - говорит Александр Николаев. – Тогда мы представляли собой просто кружок по интересам, у нас не было ни названия, ни постоянного места – ходили друг к другу в гости, встречались на площадках фуд-кортов в торговых центрах. Постепенно нас становилось больше, народ приходил и уходил - неизменной оставалась лишь наша четверка. Сначала мы загорелись идеей организовать клуб исторической реконструкции, но это оказалось слишком сложно финансово – надо было сшить костюмы, купить литье, сделать доспехи. Эту затею мы отложили, стали сотрудничать с подростковым центром «Мечта», пытались сделать для ребят этнографический театр. Но и тут наткнулись на ту же проблему – недостаток финансов и времени. Потом начали время от времени собираться в Доме молодежных организаций, проводить лекции, мастер-классы. Подыскали также концертную площадку, ею стал клуб «Бумажная Луна». Там мы несколько раз организовывали выступления фольклорных исполнителей – «Вольницы», «Солярных знаков», «Славянского быта». В какой-то момент стали сотрудничать с этнографическим театром краеведческого музея им. Алабина, сейчас постоянно помогаем им в проведении русских вечерок».
В конце 2010 года ребята из «Светлицы» решили, что пора заявить о себе громче – провести масштабное уличное мероприятие. Сказано – сделано. «Славянская зима» в Загородном парке собрала около 400 человек, несмотря на стоявшие в тот день трескучие морозы. На танцплощадке парка выступила «Вольница», военно-исторический клуб «Железный век» показал боевку, клуб исторической реконструкции «Мьельнир» привез настоящий лучный тир, самарские мастера народных промыслов организовали выставку ремесленных изделий – тканых поясов, литых украшений, резьбы по дереву, традиционной куклы. Но главной частью праздника стали традиционные славянские забавы – соревновательные и «целовальные» игры, в которые играли наши предки. «Соревновательные игры - это состязания в силе и ловкости: «петушки», «китоврас», знакомое всем перетягивание каната, - поясняет Александр Николаев. - Проводили мы и знаменитую «стенку на стенку», про которую ошибочно сейчас думают как про мордобой с кровопролитием. На самом деле, никто никого не бил, цель игры – удержать свою «стену» и разрушить «стену» противника. Был у нас и штурм снежной крепости. Никаких травм, неприятных происшествий не было – мы строго следили за этим и, естественно, не допускали к участию в состязаниях людей в нетрезвом состоянии. С неменьшим удовольствием участвовал народ и в «целовальных» играх. Самая известная из них, пожалуй, «уточка». В ней девушку – «утицу» и парня – «селезня» разделяет хоровод, который может помогать или мешать любому из них. Поймал «селезень» свою «утицу» - имеет полное право поцеловать».
По окончании «Славянской зимы» к ребятам из «Светлицы» подошли представители администрации Загородного парка с просьбой провести у них Масленицу. На предложение «Светлица» с радостью согласилась, и, судя по отзывам, праздник у нее получился ничуть не хуже главной городской Масленицы на пл. Куйбышева.
Дальше – больше
 Сейчас, летом, в работе КЦ «Светлица» наступило небольшое затишье. Масштабных мероприятий не было давно, но деятельность центра продолжается: например, недавно прошли концерты московского гусляра Дмитрия Парамонова в «Бумажной Луне» и в Доме молодежных организаций. В арт-клубе музыкант ориентировался на широкую аудиторию – сыграл шедевры русской песенной традиции, рассказал о происхождении гуслей и техниках игры на них. В ДМО концерт был для «посвященных» - там гусляр исполнял духовные стихи и былины. Еще одно мероприятие «Светлица» провела буквально пару дней назад – это был семинар по русскому рукопашному бою на открытом воздухе, в Загородном парке.
На август «Светлица» запланировала работу «Школы традиционного костюма» в Доме молодежных организаций. «Участники серии мастер-классов узнают, как выглядел традиционный костюм жителя Киевской Руси, какая его покрывала вышивка и что она означала, - рассказывает о новой задумке Александр Николаев. - На практической части занятий каждый участник сможет начать пошив собственного костюма под руководством опытного мастера. Вести «Школу традиционного костюма» будет специалист самарского клуба исторической реконструкции «Мьельнир» Галина Четверикова. Занятия будут бесплатными, однако льняную ткань и другие материалы для работы ученикам придется приобрести на свои деньги».
 С осени активность «Светлицы» будет набирать обороты. «Может быть, мы проведем в этот раз осенние народные гулянья, - обещает Александр Новиков. - Обязательно будут новые лекции, концерты, мастер-классы. А к «Славянской зиме» мы начнем готовиться на этот раз уже в августе, хотим сделать ее более масштабной, на несколько тысяч человек».

 

 
По теме
9 апреля в выставочном пространстве отдела редких книг Самарской областной универсальной научной библиотеки (СОУНБ) состоится открытие книжно-иллюстративной выставки под названием «Великое государственное и полезное учреждение».
Справились с задачей - Газета Степь 22 марта 2024 года в Пестравском районном Доме культуры работники пожарно-спасательной части № 125 ГКУ СО «Центр по делам гражданской обороны,
Газета Степь
Пожарные Тольятти бьют тревогу! - Городские Ведомости Неосторожное обращение с огнем, неисправность электрической проводки и человеческая халатность – основные причины пожаров, которые произошли в Тольятти с начала года.
Городские Ведомости
Красноармейская ЦРБ получила новые автомобили - Газета Знамя труда Двадцатого марта в Самаре новые автомобили получили медицинские учреждения: Тольятти, Жигулёвска, Богатовского, Большеглушицкого, Борского, Исаклинского, Красноармейского, Кинельского, Красноярского, Кинель-Черкасского, Клявлинского,
Газета Знамя труда
Системная работа продолжается - Самарская Губернская Дума 28 марта в Самарской Губернской Думе прошло заседание «круглого стола» комитета по здравоохранению,
Самарская Губернская Дума
ПРАЗДНИК ТЕАТРА - Газета Чапаевский рабочий В преддверии Всемирного дня театра, который ежегодно отмечается 27 марта, в средней общеобразовательной школе № 13 состоялся фестиваль, проведение которого стало уже доброй традицией.
Газета Чапаевский рабочий
ТВОРЧЕСТВО БЕЗ ГРАНИЦ - Газета Чапаевский рабочий Проект «Домашний микрореабилитационный центр «Территория добра» стартовал в Чапаевске в июле и объединил семьи Юго-Западного округа, воспитывающие детей-инвалидов.
Газета Чапаевский рабочий