В галерее «Виктория» открылась выставка «Смех в зале». Проект куратора Валентина Дьяконова состоит из экспонатов, иронично или саркастично рассказывающих о современном искусстве в последние 50 лет. Это карикатуры, инсталляции и комиксы. Несмотря на острую тему, выставка получилась очень легкой и действительно ироничной.
Про природу смеха философы, психологи, культурологи пишут длинные статьи и публикуют толстые книги. Пытаются дифференцировать смех на различные виды и дают им сложные названия. В XX веке смех начал рассматриваться как оружие. Оружие, которое может нивелировать любое явление - политическое, социальное, эстетическое. Считается, что явление себя изживает тогда, когда о нем появляются первые шутки. Еще в XIX веке Виктор Гюго писал, что свобода начинается с иронии. А в XX столетии Умберто Эко слагал миф о том, что продолжение величайшей книги Аристотеля «Поэтика», утерянное в веках, воспевает именно силу смеха. Смех может выступать как элемент деконструктивизма, а может быть и инструментом изучения какого-либо явления, может быть даже истории или природы конфликта.
В галерее «Виктория» новая выставка «Смех в зале» с помощью карикатуры и иронической инсталляции фиксирует на страницах истории взаимоотношения современного искусства и приверженцев академизма. Собирал выставку искусствовед, арт-критик, куратор музея «Гараж» Валентин Дьяконов. Свою научную карьеру он строил на изучении темы московской художественной культуры 50-60-х годов. И этот период становится точкой отсчета истории изучения смеха над современным искусством, демонстрируемой на выставке в Самаре. Проект уже представлялся публике два года назад в московской галерее «На Шаболовке» в рамках параллельной программы 6-й Московской биеннале современного искусства. Тогда в Москву приехала краснодарская арт-группировка «ЗИП» с инсталляцией «Комета». Именно этого арт-объекта в Самаре не было, но было несколько проектов этой команды.
В «Виктории» же главным героем стал художник Ростан Тавасиев. Его работы обращены к теме игры в искусстве. Для своих высказываний он часто использует в инсталляциях мягкие игрушки. В Самаре он показал свое произведение «Твое место в искусстве». Оно представляет пустой холст, в который пуляет с катапульты плюшевых зайчиков фиолетовый бегемот, и все мимо картины. Художник таким ироничным образом отразил страх возможности не попасть на холст истории искусства и навсегда остаться ярким пятном за его пределами. В день открытия в «Виктории» с Ростаном Тавасиевым можно было поговорить и задать ему вопросы. За 15 лет карьеры московский художник провел уже 15 персональных выставок и 7 лет подряд попадал в шорт-лист государственной премии в области современного искусства «Инновация».
На выставке представлены и работы карикатуристов советской эпохи, и осмысление этих произведений современными художниками, и примеры абстрактного искусства, становившиеся поводом для внимания и высмеивания. В одном из залов галереи беспрерывно крутится анимационный фильм «Случай с художником» киностудии «Союзмультфильм» 1962 года.
Это редкая выставка, где получат абсолютную радость и любители современного искусства, и его же ненавистники. Но это не просто праздник самоиронии галереи совриска, а научный доклад об истории отношения к новым веяниям искусства. На самом деле получилась лаборатория, где главный итог - смех зрителя. Если он будет звучать, то все представленное актуально.
«Выставка демонстрируется именно здесь, в «Виктории», потому что до сих пор, сколько лет мы уже показываем современное искусство, а все еще слышим удивленные возгласы и смех в зале, - рассказывает куратор галереи «Виктория» Сергей Баландин. - Всегда есть некоторый скепсис. Наша книга отзывов пестрит интересными записями, наподобие «восхититься нечем». Понимаете, люди до сих пор ходят на выставки совриска «восхищаться». Выставка «Смех в зале» поднимает, на мой взгляд, очень острый вопрос - имеет ли право художник быть смешным».
В эту дискуссию об ответственности и серьезности художника вступает представленный на выставке современный комикс Владислава Кручинского о датском карикатуристе Херлуфе Бидструпе. Юрий Альберт переносит шедевры Кукрыниксов на большой холст и пишет их акрилом, давая новую жизнь и актуализируя старые темы. Виктория Ломаско берет инструментарий советского карикатуриста и работает с ним над современными проблемами. Художник Александра Паперно в серии «Карта звездного неба» выступает как критик модернистского искусства, заостряя внимание на бессюжетности и отсутствии фиксированной изобразительности.
«Выставка построена так, чтобы дать всем одинаковые шансы проявиться и высказаться: и художникам - авангардистам, и художникам, которые к авангарду критически относятся, и громадному слою карикатуристов, которые все это осмысляли с позиции обывателя», - комментирует выставку ее куратор Валентин Дьяконов.