В самарском театре представили оперу Сергея Прокофьева

Фото: sgpress.ru

— Дайте нам здорового смеха! — требует со сцены «публика».

И Сергей Прокофьев, отступая от привычных трагических канонов оперы, «дает» зрителям яркий и комический спектакль.

«Любовь к трем апельсинам» дирижера-постановщика Евгения Хохлова и режиссера Натальи Дыченко, открывшая сезон в самарском театре, в нашем городе представлена впервые. Причудливый сюжет сказочной пьесы Карло Гоцци и витиеватый рисунок музыки Прокофьева делают оперу изысканным удовольствием для посвященных. Итальянский писатель создал свое произведение как пародию на творчество его современников (например, Карло Гольдони). А композитор интерпретировал популярные оперные мотивы.

Самарский спектакль делает ярким не только музыка Прокофьева, но и оформление. Художник-постановщик Елена Соловьева и художник по костюмам Наталья Земалиндинова, вдохновившись работами супрематистов (в частности, Каземира Малевича), создали колоритную картинку на сцене. Треугольники, круги, квадраты и другие геометрические фигуры, пересекаясь причудливым образом, становятся декорациями и костюмами. А за счет видеопроекции и искусной световой партитуры Евгения Ганзбурга обретают дополнительный объем и трехмерность. Сочные цвета — красный, оранжевый, желтый, зеленый — делают полотно спектакля ярким и запоминающимся. Зрители при этом могут поиграть в игру — «найди мотивы известных картин».

Над сценой для удобства публики транслировали супратитры. Обычно отсутствующие в опере на родном языке, здесь они были как нельзя уместны. Незнакомый текст сказки Карло Гоцци, отличающейся витиеватым и алогичным сюжетом, оркестр, порой перекрывающий голоса солистов, — все это сделало их почти необходимыми.

Фантастические повороты событий, привычные в опере и доведенные в «Любви к трем апельсинам» до абсурда, привносят в спектакль долю юмора. Дмитрий Крыжский в партии Принца создал удачную пародию на лирического героя, одержимого сначала меланхолией, а затем необъяснимым любовным пылом. Прекрасным сочетанием вокального и драматического таланта стали работы Андрея Антонова (Король Треф), Татьяны Лариной (Фата Моргана), дуэт Ирины Янцевой и Василия Святкина (Принцесса Клариче и Леандр). Одна из самых ярких комедийных ролей спектакля — Кухарка в исполнении Рената Латыпова.

Прокофьев сам сочинил либретто «Любви к трем апельсинам». Взял за основу одноименную пьесу Всеволода Мейерхольда, написанную тем в соавторстве с режиссером Владимиром Соловьевым и поэтом Константином Вогаком по сказке итальянского драматурга XVIII века Карло Гоцци. Получилась комическая история. В результате политических интриг сказочный принц становится жертвой заклятия и влюбляется не в кого-нибудь, а в три апельсина. Друг с другом сталкиваются люди, маги, эстетические системы. А принц должен любой ценой найти три заколдованных фрукта.

В рамках премьерного показа сложно оценить дальнейшую сценическую судьбу спектакля. Оригинальные костюмы еще не освоены, драматургия роли еще не обжита, к броским декорациям еще предстоит привыкнуть. Хочется надеяться, что амбициозным планам постановщиков оперы суждено сбыться, и она станет не только ярким событием в самарском репертуаре, но и сможет представлять наш город за его пределами.

Андрей Антонов, солист Самарского академического театра оперы и балета, заслуженный артист РФ:

— Обожаю Прокофьева. Очень рад, что наконец-то он как оперный композитор дошел до нашей сцены. Музыка и драматургия в любой его опере шикарны. Работа проделана огромная — замечательные сценография, костюмы. Очень долго и тщательно делалась музыкальная часть, поскольку это сложный современный язык. Несмотря на то, что Прокофьев уже, конечно, классик. Для такого произведения необходимы большие усилия музыкантов, певцов, хора. Прокофьев задумывал эту оперу как сатиру на театральность, штампы, рутину, вампуку. Он делал музыкальную пародию на столпов, которым театральная публика поклонялась долгие годы. Например, на Вагнера, Мусоргского. Режиссер просила, чтобы в рамках моей роли король страдал по-настоящему. Видимо, это дает некое ощущение пародийности — когда артист изображает реальное страдание. Персонажи очень яркие — это видно и по костюмам. Мы стараемся, чтобы их образы были насыщенными во всем. Евгений Хохлов, дирижер-постановщик оперы «Любовь к трем апельсинам», главный дирижер Самарского академического театра оперы и балета:

— Премьера не случайно состоялась в пятницу, 13-го. В спектакле много колдовства, нечисти, магии. Но сама опера исключительно позитивная, добрая. Она о том, что все неприятности можно преодолевать со смехом, что добро всегда побеждает зло, что верные друзья всегда выручат и придут на помощь. Опера Прокофьева настолько театральна, что узнаешь в миниатюре свой театр. За масками Клариче, Леандра, царедворцев видишь живых людей, в том числе и себя. Музыка Прокофьева жизненная, живая, злободневная. Для оркестра и солистов это бесконечно трудная опера. Одна из самых заковыристых, наверное, наряду с «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. Повозились мы изрядно. Там очень сложное оркестровое письмо, а времени у нас было не так много. Работа «на вырост» очень сильно поднимает уровень. Каждое такое сочинение для оркестра — это шаг вперед. Планы на сезон

Сергей Филиппов, генеральный директор Самарского академического театра оперы и балета: 

— Спектакль получился очень ярким. Это видно и по костюмам, и по декорациям. Думаю, что ему суждено выйти за рамки театра оперы и балета и нашей области.

Планы на сезон у нас очень богатые. 23 сентября театр отправится в Москву на фестиваль «Видеть музыку» и повезет туда оперу «Джанни Скикки». В октябре состоится юбилейный фестиваль имени Аллы Шелест, которому в этом году исполняется 25 лет. В нем традиционно примут участие звезды ведущих российских театров. Откроет его премьера — «Бахчисарайский фонтан», одна из самых больших балетных картин ХХ века. Именно в нем Алла Яковлевна Шелест блистала на сцене Кировского (ныне Мариинского) театра.

В ноябре наша труппа на сцене Мариинки покажет балет «Три маски короля», премьера которого с таким шумом состоялась в прошлом сезоне. Валерий Гергиев, увидев его в записи, пригласил нас на сцену Мариинки-2 — самого большого зала санкт-петербургского театра. Готовим балетную постановку «Наяда и рыбак». Над спектаклем работает наш главный балетмейстер, признанный мастер Юрий Бурлака. В конце сезона мы представим триптих «Вечер одноактных балетов» — советскую классику. И будет большая оперная работа — «Бал-маскарад» Джузеппе Верди. В следующем сезоне мы планируем возобновить сотрудничество с выдающимся режиссером Юрием Александровым — он поставит оперу «Руслан и Людмила».

Автор текста: Маргарита Петрова
 
По теме
Диана Вишнева показала в Самаре, что снилось Спящей красавице - Волжская коммуна Во вторник, 1 октября, на сцене Самарского театра оперы и балета прошли гастроли шоу "Сны Спящей красавицы", объединяющего современный танец, электронную музыку и новейшие цифровые 3D-технологии.

02.10.2019
 
В Самаре после спектаклей зрителей будут развозить автобусы №№ 1, 2, 34, 47 - Самарская Газета Самарские театры открыли новый сезон. Как сообщает «СамараАвтоГаз», в течение получаса после окончания вечерних спектаклей транспорт ждет горожан на площадках около театра драмы и театра оперы и балета.

30.09.2019
 
В Тольятти полицейские пресекли незаконный оборот спиртосодержащей продукции - ГУ МВД по Самарской области В ходе оперативных мероприятий сотрудники ОЭБиПК УМВД России по г.Тольятти задокументировали факт оптовой реализации жителем Тольятти фальсифицированной алкогольной продукции без лицензии,
ГУ МВД по Самарской области
15.10.2019
Автозаводский районный суд г. Тольятти вынес приговор по уголовному делу в отношении бывшего главного государственного налогового инспектора межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области.
Прокуратура Самарской области
14.10.2019
Задержали двоих самарцев за нарушение миграционного законодательства. Как сообщили в УФСБ Самарской области, они искали иностранцев, которые хотели остаться жить в России.
15.10.2019 Самарская Газета
В Самаре прошел косплей-фестиваль Dragonfest - Самарская Газета Его провели в Доме офицеров. С чего все началось Фестиваль Dragonfest вырос из встречи любителей японской культуры, которая произошла 16 лет назад.
Самарская Газета
15.10.2019
Как прошли «Поволжские сезоны Александра Васильева» в Самаре - Самарская Газета На прошлой неделе самарцы вновь смогли прикоснуться к высокой моде. Главное fashion-событие региона — фестиваль «Поволжские сезоны Александра Васильева» — прошло в городе в девятнадцатый раз.
Самарская Газета
15.10.2019
Чем известен самарский художник Клаус - Самарская Газета Автор рассказал sgpress.ru, как боролся с творческим кризисом. Недавно на фасаде заброшенного Дома печати появился большой советский телевизор — это инсталляция, которую создал самарский художник с командой помощников.
Самарская Газета
15.10.2019
Наша встреча с художественным руководителем образцового театра кукол юного актера «Аленький цветочек» Виктором Михайловым состоялась после спектакля «Шинель».
15.10.2019 Самарская Газета
В Марракеше (Марокко) завершился чемпионат мира по дзюдо среди ветеранов.
15.10.2019 Спортивное Обозрение
Активисты регионального отделения ОНФ направили обращение в мэрию Самары с требованием срочно засыпать неогороженные котлованы в человеческий рост, которые остались во дворе дома по улице Авроры,
15.10.2019 ОНФ в Самарской области