«Красота - важнейший компонент любого спектакля и кинофильма»

Андрон Кончаловский, режиссер: «Никакие новации в сценической форме сами по себе никогда не действуют на зрителя. Важно чувственное содержание»

Мэтр считает себя практикующим режиссером и всегда старается представить себе реальную, а не придуманную жизнь персонажей

Известный режиссер театра и кино Андрей Кончаловский, который, впрочем, предпочитает называть себя Андроном, в нынешнем году отмечает свое 75-летие и 50-летие творческой деятельности.
На днях в Самаре, в Центре российской кинематографии «Художественный», прошла ретроспектива фильмов Андрея Кончаловского, которая явилась частью масштабного международного фестиваля, посвященного юбилею мастера. Самарцы увидели восемь его лучших картин, в числе которых «Первый учитель» по повести Чингиза Айтматова, мелодрама «Возлюбленные Марии» по прозе Андрея Платонова, снятый по сценарию Акиры Куросавы боевик «Поезд-беглец», а также экранизации русской классики: «Дворянское гнездо» по Ивану Тургеневу и «Дядя Ваня» по Антону Чехову.

СПРАВКА
В славном роду Андрея Кончаловского были Романовы и Пушкины, Толстые и Ржевские, Одоевские и Михалковы. Его прадед - всемирно известный художник-передвижник Василий Суриков, дед - член знаменитой группы художников «Бубновый валет» Петр Кончаловский, отец - известный детский писатель и один из авторов текста гимна Советского Союза Сергей Михалков, мать - поэтесса и писательница, автор книги «Наша древняя столица» Наталья Кончаловская, младший брат - знаменитый актер, режиссер и общественный деятель Никита Михалков.
Не все знают, что поначалу семейство Андрея хотело сделать его пианистом. Однако, поняв, что его призвание - кинематограф, он ушел с третьего курса Московской консерватории во ВГИК, в мастерскую Михаила Ромма. В багаже Кончаловского немало подлинных киношедевров. Как театральный режиссер Андрон Кончаловский поставил «Чайку» Чехова в парижском «Одеоне», оперы Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» в миланском «Ла Скала», «Войну и мир» Прокофьева в санкт-петербургской Мариинке и в нью-йоркской «Метрополитен-опера», «Бал-маскарад» Верди на Вердиевском фестивале в Парме.

Мне довелось принять участие во встрече с Андроном Кончаловским в его родном вузе – Российской академии театрального искусства (РАТИ), известной более как Государственный институт театрального искусства (ГИТИС). Отвечая на вопросы будущих актеров и режиссеров, а также автора этих слов, мастер предоставил редкую возможность заглянуть в его творческую лабораторию.


О режиссерском кредо и о Чехове

- Чем, на ваш взгляд, театр отличается от кино и телевидения?
- В театре люди занимаются искусством, а в кино - производством. Театр намного выше кино и телевидения. Если живая сцена - это, скажем, теннис, то экран - пинг-понг. В театре люди работают ради страсти, не из-за денег, и так обстоит не только у нас в России, но и за рубежом: в Англии актеры нищенствуют, подрабатывая в ресторанах. Театр - любовь безответная, кино – «ответная». В театре посредственность видна сразу, в кино - нет: там проще и денежнее. И еще: кинематограф избаловывает - в нем все работы остаются, а в театре самые гениальные вещи уходят безвозвратно. Это искусство сиюминутно.
- Есть ли у вас, Андрон Сергеевич, собственное режиссерское кредо?
- Я практикующий режиссер. Пытаюсь снимать кино и ставить спектакли. Много снимал классики, даже Гомера. Всегда стараюсь представить себе реальную, а не придуманную жизнь персонажей. Для этого совершенно необходимо воссоздать среду, в которой жил автор, отойти от связанных с ним стереотипов, которые сформированы в нашем сознании школой, литературой.


Поясню это на примере Чехова, которого стараюсь постичь. Русская интеллигенция, которую Чехов презирал, всегда страдала от сознания своей вины перед народом - неизвестно за что. Народу это, впрочем, было и не нужно. Роль интеллигенции в истории России можно назвать разрушительной. Русскому человеку вообще свойственно вначале все разрушить. А вот что строить - абстракция, идиллия, неясная мечта… Все это, безусловно, переплавлялось в Чехове, ощущавшем на себе влияние той самой интеллигенции. Его же обвиняли в вялости… Если Толстой и Достоевский - дон-кихоты русской литературы: они представляли, за что именно вступают в борьбу, то Чехов - ее Гамлет, не знавший никаких ответов и рецептов. Не осознав всего этого, ставить Чехова нельзя.
И еще. До Чехова действие развивалось словами, у него же слова - неизвестно о чем, диалоги не отражают истинного положения вещей. Чехов - классик театра абсурда. Как передать запечатленную им иллюзорность проскальзывающей сквозь пальцы жизни? Этого не знает никто. В его пьесах некий условный, конденсированный мир - иначе был бы уже не Чехов, а Островский. Однако монотонное движение чеховской драматургии ни в коем случае не должно быть скучным. Скуку нужно уметь ставить и играть талантливо, чтобы не было скучно зрителю. Для меня важно содрать с Чехова клеймо романтика, лирика. Сейчас, когда истребляется память о русской культуре, мы понимаем подтекст описанной Чеховым вырубки вишневого сада.

О ментальности русских актеров

- В чем, по-вашему, состоит специфика российского театрального процесса?
- В нашем российском театре, как, впрочем, и в кино, много талантов, но мало профессионалов. По-прежнему ощущается разрыв между российским обществом и остальным миром. Это, может быть, следствие длившейся десятилетия изоляции или намеренное противостояние: мы, мол, ничем не хуже и тоже кое-что можем. Так было всегда. Впрочем, я убежден, что подлинный железный занавес - не между капитализмом и социализмом, а между религиями, например, между христианством и мусульманством, православием и католицизмом. А ведь все верят в одного Христа.… Российский театр варится в собственном соку. Здесь изобретается много "велосипедов", того, что в Европе - пройденный этап. Это и сценические условности, и невероятные костюмы, и увлечение чистой формой, а не содержанием. Но великие спектакли - это не натягивание современного мундира на старое содержание, а новое прочтение чувственной стороны мира. В принципе никакие новации в сценической форме сами по себе никогда не действуют на зрителя. Важно чувственное содержание. Именно оно по-настоящему привлекает нас в театре. Поэтому вполне можно обойтись без вычурности, без "странных" режиссерских решений.
- Существует ли особая ментальность русских актеров?
- Артистов, независимо от их национальной принадлежности, многое роднит. Все они эмоциональны, каждый хочет показать на сцене свои чувства и переживания. Актер - это определенный склад ума, психики, кстати, не очень здоровой. Абсолютно всем нужна похвала, а режиссеру важно уметь вселять в артиста уверенность, веру в свои силы и возможности. Но есть различие ментальности артистов разных стран. Каждая культура несет за собой шлейф определенной системы ценностей, характера взаимоотношений между людьми, которые определяются социальной структурой общества. Что касается характера русского человека, то в нем очень сильны вертикальные взаимоотношения. Вчерашний раб, получив власть, будет самым жестоким вандалом и хамом. Американцы этого не понимают. Они не могут сыграть раба. Они просто не знают, как это делается. Там все отношения горизонтальные. Поэтому им сложно понять русский характер, его гибкость, переход от патетики к горю, от высокого к низкому, рабскому сознанию.

О музыке

- Можете ли вы представить себя режиссером кинооперы?
- Могу. Но даже в кино это будет театральная вещь - как бергмановская «Волшебная флейта».
- По душе ли вам наши отечественные фильмы-оперы?
- Ни один из них мне не нравится. Опера должна быть красивой, а почти все они сделаны просто некрасиво. Судите сами: певец поет арию, и вы можете сосчитать все его пломбы. Нужно уметь выбирать соответствующие ракурсы. Красота - вообще важнейший компонент любого спектакля и кинофильма. Она в хорошем вкусе. Это не обязательно, скажем, только красивые костюмы, а соответствие формы, содержания и авторского замысла. «Трехгрошевая опера» - красивый спектакль, хотя его персонажи одеты в лохмотья. И еще важен свет. Он создан самим Богом.
- Как вы относитесь к современной отечественной поп-музыке?
- Русская эстрада очень точно - точнее, чем балет, выражает состояние нашего общества. Россия - страна гулящих женщин и зэков, и вся поп-музыка - сплошная подворотня: все об одном. Такое может быть востребовано только у нас. На Западе это никому не нужно: однообразно, бесконечно тоскливо и уныло.
- Есть ли, на ваш взгляд, у нас настоящие звезды?
- Звезда - это совершенно особый институт. Это полная отделенность от коллектива - как в цирке: выводят слона… Настоящей системы звезд в России нет.

Кое-что о личном

- Почему вы не преподаете?
- Попросту нет времени. Ведь студент - как собака: его нельзя бросить, нужно кормить, мыть, выгуливать.
- Какое влияние оказал на вас ваш отец Сергей Владимирович Михалков?
- Об этом трудно рассказать. Конечно, я ветка этого дерева. Отец и мать Наталья Петровна Кончаловская воспитывали меня по-разному. Не думаю, что мой отец был самым лучшим папой на свете. Но его чувство юмора, легкость по отношению ко многим вещам были замечательны. С мамой я проводил больше времени. Отцу с маленькими детьми было скучно, хотя он писал замечательные детские книжки - мне, кстати, тоже. Другое дело, когда мы подросли и стали что-то понимать в жизни. Отец и к моему отъезду за границу отнесся плохо, переживал. Думал, что я стану жертвой американской разведки. А потом он сказал: вот, сукин сын, - вовремя уехал.
- Кто из современных режиссеров вам интересен?
- Конечно, Товстоногов. А вообще таких режиссеров не так много. Из ныне здравствующих - Някрошюс, Додин, Машков. Они мне интересны по своему театральному мышлению.

Число просмотров: 13.




 
По теме
Корней Иванович Чуковский — любимый писатель многих поколений девчонок и мальчишек, замечательный детский поэт, публицист, критик, а также переводчик и литературовед.
27 марта, во Всемирный день театра, были подведены итоги фестиваля «Театральное Приволжье» - окружного общественного проекта, который реализуется по инициативе полномочного представителя Президента РФ в ПФО Игоря Комарова .
27 марта  в рамках Международного фестиваля оперного искусства «Славянский дом» показали оперу Петра Чайковского «Пиковая дама» с участием звезд оперного искусства.
В Библиотеках #СМИБС продолжаются мероприятия в рамках Всероссийской недели детской книги.
Вчера, 27 марта, во Всемирный день театра, в прямом эфире путем голосования подвели итоги окружного фестиваля детских и молодежных театральных коллективов «Театральное Приволжье».
photo_2024-03-26_16-22-32.jpg - Красноярский район Новые автомобили «службы здоровья» пополнили автопарк Красноярской центральной районной больницы 3 автомобиля «службы здоровья» приехали «на работу» в Красноярский район.
Красноярский район
Возложили цветы к памятнику - Газета Камышлинские известия Ирина Макарова. В честь 105-летия со дня рождения поэта Анвара Давыдова в районном центре состоялось торжественное возложение цветов к его памятнику.
Газета Камышлинские известия
Дмитрий Азаров вручил землякам государственные награды - Газета Время В среду, 27 марта, губернатор Самарской области Дмитрий Азаров вручил государственные и региональные награды защитникам Отчества, сотрудникам промышленных предприятий, фермерам и аграриям, врачам, педагогам,
Газета Время
Котёнок Пуф и другие. В гостях у телеканала ТОЛЬЯТТИ 24 – писательница Юлианна Лебединская - ТК ТОЛЬЯТТИ 24 Фото: Ксения Кочнева / телеканал ТОЛЬЯТТИ 24 Читайте новости телеканала ТОЛЬЯТТИ 24 В студии телеканала ТОЛЬЯТТИ 24 – писательница-фантаст, член Союза литераторов России и Союза писателей ДНР Юлианна Лебединская.
ТК ТОЛЬЯТТИ 24