Режиссер Глеб Панфилов умер в возрасте 89 лет
Советский и российский режиссер Глеб Панфилов умер на 90-м году жизни, сообщил РИА Новости директор театра "Ленком" Марк Варшавер.
26.08.2023 НИА Самара
Звезда сериала о Мессинге Евгений Князев выступит в Самаре
Фото: wikipedia.org
11 мая – ИА SM.News. В воскресенье, 28 мая в Самаре ждут настоящую звезду отечественной сцены и кино.
11.05.2023 Samara.Sm.News
Правда и мифы о дачах самарских купцов. Часть 2
Роскошные усадьбы, оборудованные по последнему слову техники — с электричеством, водопроводом, — дачи самарских купцов походили на огромные дворцы у берега Волги.
11.08.2022 Самарская Газета
Моноспектакль «Пиковая дама» пройдет в самарской филармонии
6 июня в 19:00 в концертном зале Самарской государственной филармонии выступит актер театра и кино, актер Государственного академического театра им.
06.06.2018 Samaratoday.ru
Копилка желаний
Ольга Самарцева – о своем учителе, театральном ремесле и любимых ролях Мы стараемся донести до зрителя то, чем мы живем, что нас тревожит.
22.03.2018 Волжская Коммуна
Ведущая актриса театра "Колесо" Ольга Самарцева: "Выкладываюсь на каждом спектакле!"
Недавно ведущая актриса тольяттинского драматического театра им. Дроздова "Колесо" Ольга Самарцева была удостоена звания народной артистки Самарской области.
21.03.2018 Волга Ньюс
Скончался народный артист РСФСР Вячеслав Шалевич
Народный артист РСФСР Вячеслав Шалевич скончался в Москве. Об этом ТАСС сообщил директор Вахтанговского театра Кирилл Крок.
22.12.2016 Самара Бизнес Консалтинг
Актер Виктор Сухоруков отмечает 65-летний юбилей
11 ноября отмечает 65-летие актер театра и кино Виктор Сухоруков. С юбилеем артиста поздравил председатель Правительства России Дмитрий Медведев.
10.11.2016 63.Ru
Владимир Конкин: Я чуть не ушел из "Места встречи...", и фильма бы не было без моего Шарапова
Сегодня замечательному актеру - 65 лет.Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ В пятницу, 19 августа, замечательному актеру - 65 лет.
19.08.2016 Комсомольская Правда Самара
Международный день театра - праздник всех, кто посвятил себя деятельности, связанной с театром. Это люди самых разных профессий: и скромные билетеры и гардеробщики, и монтировщики, режиссеры-постановщики и продюсеры, и, конечно же, актеры.
Сегодня мы вспоминаем корифеев самарской сцены народных артистов РСФСР Георгия Шебуева и Зою Чекмасову. Выбор именно этих персоналий не случаен: в нынешнем году исполняется сорок лет с тех пор, как Георгий Александрович Шебуев ушел из жизни.
«Послужной» список
Георгий Шебуев родился в 1891 году в Самаре. Окончил первую мужскую самарскую гимназию и юридический факультет Казанского университета. С 1910 года играл в любительских спектаклях, в 1913 году пришёл в самарскую антрепризу Лебедева. Работал в театрах многих провинциальных городов России, а в 1913 - 1914, 1920 - 1923 и с 1935 до ухода со сцены в 1963 году - в Самаре - Куйбышеве. За полвека служения сцене сыграл множество самых разных ролей, среди которых герои оперетт, Чацкий и Фамусов в «Горе от ума» Грибоедова, Арбенин в «Маскараде» Лермонтова, Хлестаков в «Ревизоре» Гоголя, Карандышев и Аполлон Мурзавецкий в «Бесприданнице» и «Волках и овцах» Островского, Протасов и Барон в «Детях солнца» и «На дне» Горького, Болинброк в «Стакане воды» Скриба, роли в пьесах Корнейчука, Билль-Белоцерковского, Леонова Симонова, Штейна.
Георгий Шебуев был женат на актрисе Зое Чекмасовой. Родина Чекмасовой - Минск. Она родилась в 1900 году, по окончании Одесского театрального техникума работала в театрах Одессы, Киева, Воронежа, а с 1935 по 1964 год - в Куйбышевском театре драмы имени Горького. Среди ее ролей Надежда Монахова и Полина Бардина в «Варварах» и «Врагах» Горького, Марья Антоновна в «Ревизоре» Гоголя, Коринкина и Глафира в «Без вины виноватых» и «Волках и овцах» Островского, Полина Андреевна в «Чайке» Чехова, Нора в «Норе» по Ибсену, королева Анна в «Стакане воды» Скриба, Диана в «Собаке на сене» Лопе де Вега. Ровесница ХХ века Зоя Константиновна Чекмасова скончалась в 2007 году.
Взгляд с верхнего яруса
Сегодня для значительной части самарцев Георгий Шебуев и Зоя Чекмасова – «давно ушедшая натура». Тем не менее, память об этих незаурядных личностях, колоритнейших представителях русской провинциальной актерской братии по-прежнему жива у театралов старшего поколения.
Видеть Георгия Шебуева на сцене мне довелось лишь однажды. Это был его юбилейный вечер в театре драмы, по существу - прощание артиста с театральными подмостками. Шебуев много рассказывал о себе и, вспоминая свои первые театральные впечатления, показал на балкон верхнего яруса, откуда наблюдал когда-то за происходящим на сцене. Именно с того самого места в тот вечер наблюдал за Георгием Александровичем я сам.
Великое множество раз видел Шебуева, медленно шествующего по улицам, но только однажды решился заговорить с ним. Помнится, пригласил его на «Евгения Онегина» в оперную студию Дворца культуры 4 ГПЗ...
Георгий Шебуев не только блистательно играл на сцене. Он был тонким, внимательным наблюдателем и летописцем российской театральной жизни. Свидетельством этого является вышедшая в далеком теперь уже 1964 году его автобиографическая книга «Актерское счастье», которую он посвятил Зое Чекмасовой. Будучи счастливым обладателем этого раритетного издания, зачитывался им, неизменно подпадая под обаяние автора, его живой, непринужденной манеры повествования.
В 2002 году вышла книга «Воспоминания для будущего», в которую, наряду с «Актерским счастьем», составляющим большую ее часть, вошли многочисленные рецензии и статьи Шебуева, которые он регулярно публиковал в местных газетах и центральных изданиях, а также воспоминания о Георгии Александровиче.
Время быстротечно. Давно нет с нами ни Георгия Шебуева, ни Зои Чекмасовой, ни их сына Михаила Шебуева - редактора-составителя книги «Воспоминания для будущего». Но тем, кто любит театр и кому интересно погрузиться в неповторимую театральную атмосферу прошлых лет, нужно непременно прочитать воспоминания Георгия Шебуева. Вот несколько коротких фрагментов из книги «Актерское счастье» о театральной Самаре конца XIX - начала ХХ века.
Детские воспоминания
«Самара. 1897 год. Масляная неделя. В городском театре дневной праздничный спектакль – «Сказка о рыбаке и рыбке». В ложе сидит пятилетний мальчик, он первый раз попал в театр. Этот мальчик - я. Пушкинская сказка в театре - мое первое сознательное воспоминание, точное и ясное.
Театр произвел на меня огромное впечатление, несмотря на то, что тайны театральной техники были сразу раскрыты: ложа была наверху, в третьем ярусе, боковая, вторая от сцены, поэтому я видел все, что не полагается видеть зрителю...
Вся моя юность, вплоть до окончания гимназии, прошла в Самаре. Часто, гуляя по городу, я и сейчас наталкиваюсь на памятные места моего детства... В том самом здании театра, где я впервые испытал театральные восторги, и сейчас играет наша драматическая труппа. Оно стоит, как и прежде, на высоком берегу Волги, на площади, в самом конце главной улицы, прежде Дворянской. Только тогда это была окраина, ибо через улицу стояла в городском саду губернаторская дача...
Через два года я увидел второй в своей жизни спектакль – «Вокруг света в 80 дней». Эта феерия по Жюль Верну была поставлена весьма пышно. Тропические леса! Индейцы! Пароход с пассажирами причаливал к берегу. А слоны! Слоны, на которых выезжал раджа со своей свитой!.. Все это совершенно пленило детское воображение».
Кумиры на всю жизнь
«Сюрпризом был «Царь Федор Иоаннович» в самарском театре. Спектакль был поставлен масштабно и щедро. Пьеса шла целиком, без всяких купюр. Сцена «Мост на Яузе» осталась у меня в памяти до сих пор. Ее декорации были настолько фундаментально сделаны, что Шаховской, стремясь отбить Шуйского у стражи, вылетал на сцену верхом на лошади и затем во весь опор скакал через мост. Царя Федора играл Агарев. Я видел потом очень сильных Федоров, играл с некоторыми из них, но победил в моем сердце Агарева в этой роли впоследствии только Москвин. Трагедия царя, которому дана большая, чуткая душа и малый, робкий ум; безграничная власть и слабая воля, - доходила даже до девятилетнего мальчика, каким я был тогда.
В сезоне 1901 - 1902 годов я видел несколько спектаклей, но запомнился мне только один. Это «Ревизор» с Галицким - Городничим и Муромцевым - Хлестаковым. Я, конечно, знал «Ревизора», но спектакль показал мне в этой гениальной пьесе то, чего я даже и не подозревал, читая ее. Я понял силу театра, понял, что между восприятием читателя и зрителя - огромная разница. То, что при чтении мне казалось серьезным, на сцене выглядело смешным, то, что казалось безобидным, - стало злым.
В Муромцеве - Хлестакове помню великолепный стильный костюм и легкость игры - легкость, которой мне еще видеть не доводилось. После, уже актером, я был довольно хорошо знаком с Муромцевым, но на сцене больше никогда его не видел.
Петр Дорофеевич Муромцев был одним из самых интересных актеров провинции. Помимо дарования и прекрасной техники, он обладал необычной работоспособностью и незаурядной памятью. Для антрепренеров он был просто клад, особенно во время рождественских праздников, когда ежедневно давали два спектакля. Муромцев мог играть утром Чацкого, вечером Гамлета, на следующий день утром Жадова, вечером Акосту...
Многие из самарских актеров с успехом дебютировали и были приняты в столичные театры - Каширин, Волохов, Агарев, Диевский и другие. Но обычно через год-другой они возвращались в провинцию. Плохо ли принимали в свою среду «провинциалов» труппы столичных театров, в особенности императорских, трудно ли было привыкнуть к оседлой жизни «перелетным птицам» или манили провинциальные крупные премьерские оклады - вероятно, дело решало и то, и другое, и третье».
«Каждый день - самый большой подарок»
В Зое Чекмасовой, очевидно, и правда, было нечто необыкновенное, если и сегодня, спустя полвека после того, как она оставила сцену, ее не забыли. Все, кто знал Чекмасову, преклонялись не только перед ее актерским талантом, но и удивительным талантом жить. Являясь свидетельницей всех бурных катаклизмов, драматических, и порою трагических перипетий XX века, она, тем не менее, до последних дней сохраняла удивительное жизнелюбие, душевную теплоту и доброжелательное отношение к людям.
Об обаянии Зои Константиновны ходили легенды. Один из близких театру людей, имевший возможность в течение многих лет видеть ее на сцене, вспоминает, что это обаяние, сама по себе личность, природа Чекмасовой были столь притягательны, что даже не важно было, какие роли она играла. Великий русский тенор Иван Козловский был в буквальном смысле слова влюблен в Зою Константиновну, о чем написал в приветственной телеграмме ее мужу Георгию Александровичу Шебуеву, праздновавшему свой юбилей.
В преддверии своего 100-летнего юбилея в одном из интервью Чекмасова сказала: «Каждый день своего рождения я воспринимаю как самый большой подарок, который дарит мне жизнь. Я не хвораю, и мое старение - это естественное явление человеческой жизни. Очень хочу проводить ХХ век, ровесницей которой являюсь, поблагодарить его за счастливо прожитые годы. В них было все, начиная с фарса и кончая трагедией. Был театр, была любовь, был мой незабвенный, дорогой человек Георгий Александрович Шебуев. Мое самое большое счастье в том, что я не одинока: меня согревают мой сын, внучки, правнуки. Их жизнь - это моя жизнь. Вспоминаю ли я о театре? Забыть театр невозможно. Особенно, если ему отдана большая часть жизни. Во сне иногда вижу спектакли, в которых когда-то играла...»
«Приметы» дарования
Вот что написал о Чекмасовой-актрисе известный театральный критик Лев Финк в своей книжке «При свете рампы»: «Уже самая первая роль Чекмасовой в Куйбышевском театре драмы - Екатерина в «Петре Первом» А.Толстого, произвела огромное впечатление. Ее юная героиня была красива какой-то колдовской, вызывающей красотой, которой особую прелесть придавал оттенок простонародной девичьей стыдливости. А затем зритель видел горделивую, медлительную, но все еще сохранившую чары молодости государыню.
…С тех пор прошло много лет. Мы видели Чекмасову в десятках ролей, она открыла для нас правду о самых различных национальных характерах и социальных типах. Но главным для нее всегда был образ русской женщины, благородной и умной, чуткой и нежной, суровой и доброй, любящей и могучей. Ни в чем не сказывались в такой степени индивидуальные приметы ее дарования, как в умении просветлить заведомо черное, найти что-то доброе и человечное даже в таких ролях, которые сценическая традиция издавна оценивает совершенно иначе».
Георгий Шебуев и Зоя Чекмасова составили целую эпоху в театральной жизни Самары. Сегодня семейную актерскую традицию Шебуевых в нашем городе продолжает их внучка заслуженная артистка России Ольга Шебуева.
Валерий ИВАНОВ
«Ушедшая натура» самарской драмы - "Самарские известия" вспоминают корифеев цены народных артистов РСФСР Георгия Шебуева и Зою Чекмасову
20.06.2015 Самарские известия
«Звездный путь «Прогресса»» История авиазавода №1, будущего ОАО «РКЦ «Прогресс» (5)
За свою долгую трудовую жизнь ОАО «РКЦ «Прогресс», бывший авиазавод № 1 имени Сталина, несколько раз менял свое название, а также профиль выпускаемой продукции.
27.04.2015 Samaratoday.ru
Владимир Зельдин отмечает 100-летний юбилей
Его актер встретит на сцене, в театре Российской армии, где он работает с 1945 года.
10.02.2015 Самара Бизнес Консалтинг
«Ушедшая натура» самарской драмы
Вчера, 27 марта, планета отметила Международный день театра
Сегодня мы вспоминаем корифеев сцены народных артистов РСФСР Георгия Шебуева и Зою Чекмасову.
28.03.2014 Самарские известия
На 86-м году жизни скончался популярный актер Юрий Яковлев
Похороны, предположительно, состоятся 3 декабря на Новодевичьем кладбище
Назначенный на 3 декабря спектакль "Пристань" в театре им.
30.11.2013 Sama-Samara.Ru
«Волга театральная». Взгляд дилетанта
Великолепная игра и досадные казусы актеров
«Золотой слон» из Казани и «индийское кино» made in Пенза
В Самаре праздник: с 15 по 22 сентября в нашем городе проходит первый межрегиональный фестиваль «Волга театральная».
20.09.2013 Самарские известия
В Самаре родился новый фестиваль «Волга театральная»
В Самаре родился новый фестиваль «Волга театральная». Подготовка к нему велась долго и тщательно, эксперты, театральные критики выбирали претендентов из разных регионов.
17.09.2013 ГТРК Самара
В Самаре родился новый фестиваль «Волга театральная»
В Самаре родился новый фестиваль «Волга театральная». Подготовка к нему велась долго и тщательно, эксперты, театральные критики выбирали претендентов из разных регионов.
17.09.2013 ГТРК Самара
«Волга театральная» даст старт сезону
Картина региона Новый фестиваль учрежден Ассоциацией городов Поволжья (ее возглавляет глава Самары Дмитрий Азаров), Союзом театральных деятелей и горадминистрацией.
28.08.2013 Волжская Коммуна
Все жанры в гости будут к нам!
С 15 по 22 сентября в Самаре пройдет Первый межрегиональный фестиваль "Волга театральная" Организаторами его выступили Ассоциация городов Поволжья, возглавляемая Дмитрием Азаровым,
22.08.2013 Самарская Газета
Что мы увидим на «Волге театральной»?
Островский, Брехт, Гоголь, Володин и другие В сентябре этого года в Самаре в первые пройдет фестиваль «Волга театральная»,
07.05.2013 Самарская Газета
Владлен Давыдов: «К Куйбышеву – Самаре у меня особое отношение»
С нашим городом связана судьба многих известных людей
Актер был любимцем нескольких поколений наших соотечественников
Вся творческая судьба народного артиста России Владлена Давыдова была связан
17.08.2012 Самарские известия
Умер легендарный театральный режиссер Петр Фоменко
Сегодня, в четверг 9 августа, на 81-м году жизни умер легендарный театральный режиссер Петр Наумович Фоменко, основатель и художественный руководитель театра "Мастерская Петра Фоменко",
09.08.2012 Sama-Samara.Ru
Безымянка без грифа «Секретно» (часть 14)
* Авиационный институт Все безымянские предприятия Авиапрома испытывали острый недостаток инженерных кадров.
06.05.2010 Samaratoday.ru