- Как давно ты обратился к литературному творчеству?
- Как и многие молодые люди, в 15-16 лет я писал стихи, а потом выбрасывал их. И только лет в девятнадцать понял, что написанное чего-то стоит. Папа с мамой очень хотели, чтобы я стал художником. Но я сказал им, что хочу стать писателем. Хотя я окончил художественную школу, много рисовал, и мне это пригодилось в жизни. Когда мне был 21 год, я купил в магазине «Канцтовары» на улице Куйбышева печатную машинку. Однажды я напечатал на этой машинке три слова – «Пантера доктора Оппенгейма». Это было название мистического романа, который вышел 22 года спустя в московском издательстве «Вече».
- Рассказы, вошедшие в книгу «Город аттракционов», основаны на реальных событиях?
- Все они связаны с моей биографией. Их объединяет герой, в котором очень многое от меня. Я не веду дневники, но мне приятно сознавать, что, открыв какую-нибудь страницу моих рассказов, я могу снова увидеть часть мой жизни, моей юности. Здесь есть вещи, списанные с натуры. В таких рассказах, как «Кепка вождя» или «Моя профессия – Дед Мороз», я вообще ничего не менял из того, что происходило на самом деле. В романе нужна концепция. Постоянно следовать ей – дело сложное. А работая над рассказами, я отдыхал. Некоторые из этих вещей я назвал бы романтическими, другие – хулиганскими. Особенно дороги мне зарисовки, герои которых – реальные люди, с которыми я встречался, дружил, делил хлеб и вино. Вспоминая близких мне людей, я не старался навести глянец на их характеры. Они дороги мне такими, какими были когда-то…
- И неужели в рассказах события не преображались?…
- Жизнь порою выстраивает такие сюжеты, которые невозможно придумать. Однажды я встретился в Доме творчества в Переделкине с одним интересным немолодым человеком. Это был Борис Штейн, известный драматург, к которому в Эстонию в свое время уехал Сергей Довлатов. Мы разговорились, и Штейн рассказал, что многие свои вещи Довлатов просто «списал» с жизни - слово в слово. Я думаю, что с каждым человеком в жизни происходят увлекательные вещи, которые могут стать основой для рассказов. Просто нужно наблюдать, записывать.
- Я знаю, что Сергей Довлатов – один из любимых твоих писателей. Чем он тебе дорог, помимо умения наблюдать?
- Читая его, понимаешь, что на любое время и любые события можно посмотреть через призму юмора. Мы прочитали Довлатова, а потом просто рассмеялись над теми вещами, которые раньше могли нас пугать или настораживать. Зло становится не таким уж и страшным. Вообще, каждый писатель видит время через призму собственного зрения. Солженицын и Довлатов одни и те же события увидели бы по-разному.
- В 90-е годы в Самаре, как и по всей стране, много чего менялось. Этот слом отразился в книге «Город аттракционов» ?
- Тогда я был политизированным человеком. Но мне не хотелось тащить политику в литературу. Мне ее хватало в жизни и журналистике, которой я в то время занимался. Для меня эта книга – воспоминания о том, каким я был тогда.
- Наполненная аллегориями повесть, которая дала название всей книге – «Город аттракционов», стоит в ней особняком. Что было побудительным мотивом для ее создания?
- Да, в ней сильно мистическое начало. Я думаю, что каждый человек рано или поздно приходит к мысли, что он хочет изменить свою жизнь. Таков и герой моей повести. В определенный момент свой жизни он вдруг оказывается в другом, нереальном городе, в котором он переживает собственное перерождение, снова встречается с людьми, перед которыми он когда-то был виноват. Но теперь они появляются в другом обличии. А потом этот город выталкивает его обратно. И он как будто заново приходит в этот мир. Я собираюсь написать сценарий по этой повести. Надеюсь, она будет экранизирована.
- Ты хотел бы, чтобы в этом фильме были компьютерные эффекты?
- Пожалуй, только в одном месте. Кода главный герой приходит в цирк «Аттракцион», и там с ним начинают происходить странные вещи.
- Я знаю, что в последнее время ты обратился к драматургии…
- Театром я «болен» с ранней юности. К 12-13 годам посмотрел все спектакли, которые шли в наших оперном и драматическом театрах. А как писатель к драматургии я обратился действительно недавно. Сейчас работаю над четвертой пьесой. Все они написаны в разных жанрах. Первая, «Капитаны любви» - трагикомедия. Вторая, «Мастер своего дела» - это либретто для мюзикла. Третья - психологический детектив. В дальнейшем я хотел бы писать пьесы для спектаклей-антреприз.
Справка
Дмитрий Агалаков родился в 1966 году в Куйбышеве (Самаре). Окончил Самарское художественное училище, факультет театральной режиссуры в Самарской академии культуры, Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького в Москве. Член Союза писателей России и международной ассоциации писателей-фантастов. Автор нескольких исторических и фантастических романов («Подсолнух», «Империя Черной Королевы», «Утопленница», «Сокровище князей Белецких», «Воевода Дикого поля», «Петр Алабин» и других).
Издательство «Русское эхо» выпустило в свет книгу самарского писателя Дмитрия Агалакова «Город аттракционов». Книга вышла в серии «Народная библиотека Самарской губернии», которая издается при поддержке областного правительства. В сборник вошла малая проза писателя, известного читателям в основном по историческим и авантюрным романам. Рассказы, собранные в книге, полны иронии и ярких примет эпохи 90-х годов прошлого века.