15 сентября Русская Православная церковь чтит память сразу двух святых. Преподобные Феодосий и Антоний Печерские жили в XI веке. Они считаются основателями монашества в Древней Руси. Антоний находится в Любече, что в 200 км к северу от Киева, а Феодосий - в городке Василев (Васильков), располагавшемся в 35 километрах к юго-западу от Киева.
Основатель Киево-Печерской лавры святой Антоний родился в начале XI века в Любече (вблизи Чернигова) и в крещении был назван Антипой. Он почувствовал влечение к высшей духовной жизни и по внушению свыше решился идти на Афон. В одной из обителей святой горы он принял постриг и начал уединенную жизнь в пещере близ монастыря. Когда Антоний приобрел духовную опытность, игумен дал ему послушание: вернуться домой и там, в новопросвещенной христианской стране, насаждать иночество. Антоний повиновался, и когда он пришел в Киев, то обнаружил здесь несколько уже построенных монастырей, основанных греками по желанию князей. Но святой Антоний не избрал ни одного из них для служения и поселился в двухсаженной пещере, выкопанной пресвитером Иларионом.
На родной земле святой Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, которыми славился на Афоне. Пищей его были черный хлеб, который он употреблял через день, и вода в крайне умеренном количестве. Слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским городам. Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. В числе прихожан был и преподобный Феодосий.
Фото: tvsamara.ru
Преподобный Феодосий провел молодость в Курске, где жили его родители. С ранних лет он обнаруживал благочестивый дух: каждый день проводил в храме, прилежно читал слово Божие, отличался скромностью, смирением и другими добродетелями. Узнав, что в храме иногда не служат литургию из-за недостатка просфор, он решил сам заняться выпечкой. Преподобный не получил поддержки в своих стремлениях от матери, которая горячо его любила, но не сочувствовала его делам.
Услышав в церкви слова Господни Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня», Феодосий решился оставить и мать (отец уже умер), и родной город. Он явился в Киев к преподобному Антонию. Тот спросил его: «Видишь ли чадо, что пещера моя скромна и тесна?», «Сам Бог привел меня к тебе, — ответил Феодосий, — буду исполнять то, что ты мне повелишь».
Когда число сподвижников преподобного Антония возросло до 12, он вырыл себе пещеру и стал подвизаться в затворе. Феодосий же остался на прежнем месте, и скоро он был избран братией во игумена и начал стараться об учреждении правильного общежития по уставу цареградского Студийского монастыря. Главные черты учрежденного им общежития были следующие: все имущество у братии должно быть общее, время проводилось в непрестанных трудах; труды разделялись по силе каждого игуменом; каждое дело начиналось молитвой и благословением старшего; помыслы открывались игумену, который был истинным руководителем всех ко спасению.
Фото: tvsamara.ru
Преподобный Феодосий часто обходил кельи и наблюдал, нет ли у кого чего лишнего, и чем занимается братия. Он приходил к двери и, если слышал разговор двух или трех иноков, то ударял жезлом в дверь, а утром обличал виновных. Сам преподобный носил воду, рубил дрова, работал в пекарне, носил самую простую одежду, прежде всех приходил в церковь и на монастырские работы. Кроме аскетических подвигов преподобный Феодосий отличался милосердием к бедным и любовью к духовному просвещению, старался расположить к ним и свою братию. Он устроил странноприимный дом для жительства нищих, слепых, хромых, расслабленных. На его содержание Феодосий уделял десятую долю монастырских доходов. Заключенным в темницах он каждую субботу отсылал целый воз хлеба.
Из сочинений преподобного Феодосия остались два поучения к народу, десять поучений к инокам, два послания к великому князю Изяславу и две молитвы. Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель стала образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской церкви. Из ее стен вышли знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей, постриженников Киево-Печерской обители, особенно известны святые Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), Нифонт (епископ Новгородский), преподобный Кукша (просветитель вятичей), писатели преп.Симон и Нестор Летописец.
За святую жизнь Бог прославил Антония даром прозрения и чудотворений. Особенно это проявилось при построении им Печерской церкви. Пресвятая Богородица предстала ему и преподобному Феодосию во Влахернском храме. Получив от Матери Божией золото, святые наняли мастеров-каменщиков, которые, по повелению Царицы Небесной, пошли в Русскую землю для построения храма в Печерской обители.
Матерь Божия предсказала также близкую смерть преподобного Антония, которая последовала на 90-м году его жизни, в 1073 году. Мощи преподобного Антония остаются сокрытыми по Божию усмотрению. Преподобный Феодосий мирно отошел ко Господу в 1074 году, самостоятельно предположив дату и время своей кончины. Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста. Мощи подвижника обретены нетленными в 1091 году.
Поздравить своих верующих близких с Днем памяти Антония и Феодосия Киево-Печерских можно в стихах:
Светильниче Небесный,
Монашества Родник,
В своей пещерке тесной
Челом к земле приник!
Под вьюги завыванье
Молитву сотворял,
Под Ангельское Званье
Руками вОлну прял!
А в сердце много места
Для Храмов Бытия,
Там не бывает тесно,
Там стёрты все края!
Всё там вместилось, отче,
И Русь и Небеса,
Ты — Праведности Зодчий —
Монашества Краса!
Засветилась луна высоко,
Вкралась в сердце тоска глубоко:
С Небесами я жажду слиянья,
Но хожу всуе без покаянья!
Феодосий Печерский, Отец,
Покровитель болезных сердец,
Жду Незримую Помощь, не скрою:
Отведи меня, к Свят-Водопою!
Отведи меня к Белой Горе
И умой на Горящей Заре!
Я в полнеба косу заплету,
Все грехи свои вмиг размету!
Отведи меня, Старче, к Пещере,
Разреши исповедаться дщери:
Словно Новая Жизнь – покаянье,
С Небесами я жажду слиянья!
Не менее приятно будет членам вашей семьи и друзьям получить прозаическое поздравление: