Во времена "Триумфа" и "Модерна": какой была ранняя история самарского кинематографа

Во времена "Триумфа" и "Модерна": какой была ранняя история самарского кинематографа
Во времена "Триумфа" и "Модерна": какой была ранняя история самарского кинематографа
Фото: sova.info

20 мая музей Эльдара Рязанова предложил жителям областного центра собраться на бесплатную пешеходную экскурсию "Электро-театръ: появление кинематографа в Самаре" (6+). Это небольшое путешествие по городу провела историк, заместитель директора музея по развитию Анастасия Чекмасова.

Фото: Дмитрий Бурлаков Фото: Дмитрий Бурлаков Фото: Дмитрий Бурлаков

"В царстве теней"

Жители города прогулялись по тем местам, с которыми была связана ранняя история самарского кинематографа. Они получили возможность увидеть, как эти локации выглядели много десятилетий назад: в ходе экскурсии Анастасия Чекмасова показала старые фотографии этих улиц и домов.

Началась экскурсия неподалеку от того места, где в 1898 году прошел самый первый в городе сеанс кинематографа. Это произошло на углу нынешних улиц Фрунзе и Шостаковича (Саратовской и Почтовой), где до революции располагалось летнее помещение Собрания служащих, а ныне это территории ПРИВО.

В тот день самарцы увидели несколько коротких фильмов братьев Люмьер.

Наверное, у многих первых самарских зрителей впечатление от тех показов было сходно с тем, какое описал Максим Горький после того, как впервые увидел кино на Нижегородской ярмарке: "Вчера я был в царстве теней. Как странно там быть, если бы вы знали… Там звуков нет, и нет красок. Там все - земля, деревья, люди вода, воздух - окрашено в серый однотонный цвет. На сером небе - серые лучи солнца. На серых листьях - серые глаза… Это не жизнь, а тень жизни. И это не движение, а обеззвученная тень движения...". Но в той же статье Горький называет изобретение Люмьеров удивительным и предсказывает кинематографу большое будущее - благодаря его поражающей воображение оригинальности.

- В то время, чтобы открыть точку синематографа, многое не требовалось - только установка и помещение, - рассказывает Анастасия Чекмасова. - В первое время показывали только фильмы братьев Люмьер. И они воспринимались как развлечение. Братья Люмьер были тогда монополистами. Они предоставляли свои аппараты в аренду, и это было довольно дорого. Позднее появились прокатные конторы.

От той кинопродукции мало что осталось.

- Вплоть до тридцатых годов прошлого века пленки легко возгорались, - объясняет Анастасия. - При температуре 38 градусов они могли самовоспламеняться. Сейчас в архивах киноленты столетней давности хранятся практически при минусовой температуре.

Кинопоказы наряду с представлениями проходили и в театре-цирке "Олимп" (нынешней филармонии).


Постепенно помимо развлекательных картин стали показывать документальные. Иногда - специально для учащихся гимназий. Одним из первых хроникальных фильмов, показанных в Самаре, как и по всей стране, была лента "Коронация Николая II" (16+). Эту хронику, получив высочайшее разрешение, снял оператор братьев Люмьер Камилл Серф. Огромный интерес у самарской публики вызвал показ в 1904 году в здании драматического театра документальной ленты о Русско-японской войне.

"Первый экран" на Дворянской

Нередко фильмы демонстрировали на открытом воздухе. Самыми популярными были сеансы в Струковском саду. Здесь тоже побывали участники экскурсии.

- В 1906 году городская Управа сдала в аренду мещанке Слепухиной бывший деревянный тир, где был открыт первый в городе стационарный кинотеатр, - рассказывает экскурсовод. - Но он проработал недолго и сгорел.

Частые возгорания в кинотеатрах вынудили городскую Думу принять в 1911-м специальное постановление относительно пожарной безопасности. Городская Управа строго следила за его соблюдением.

Участники экскурсии побывали и там (на бывшем Алексеевском спуске), где появился первый в России плавучий электротеатр на барже и где Самарское общество народных университетов демонстрировало научно-познавательные фильмы для детей. Электротеатр пользовался большой популярностью у публики. Кино там крутили с утра до вечера, иногда до глубокой ночи.

- Потом его запретили, - говорит экскурсовод. - По одной из версий, это было связано с тем, что плавучий электротеатр конкурировал с кинотеатром,  размещавшимся в Струковском саду. Показ фильмов был прибыльным бизнесом. Отсюда и такие ситуации. Кинотеатры открывались и закрывались, часто меняли своих хозяев и названия.

Популярностью пользовался и частный кинотеатр в нынешнем сквере "Три вяза".

Однако лучшие кинотеатры располагались на улице Дворянской, нынешней Куйбышева.

- Это была самая красивая, представительская улица города, - рассказывает Анастасия Чекмасова. - С отделениями банков, лучшими гостиницами, магазинами и ресторанами. Дома здесь были только каменные. В шикарных кинотеатрах, расположенных здесь, - "Модерн", "Триумф", "Художественный Бомонд Иллюзия" - показывали фильмы первого экрана. То есть те, премьеры которых проходили по всей стране одновременно. Просмотр таких картин стоил дороже, чем фильмов второго или третьего экрана.

Анастасия Чекмасова познакомила самарцев с некоторыми публикациями журнала "Сине-фоно", который выходил в начале прошлого века в нашем городе и по всей стране. Это издание предназначалось прежде всего для кинопрокатчиков. Здесь публиковали фотографии из фильмов-новинок и давали полное описание их сюжетов.


поделиться:

  • Вадим Карасев
     
    По теме
    Своих не бросают - Газета Знамя труда К нам в редакцию пришло письмо от самарской журналистки Татьяны Ворониной.
    Газета Знамя труда